Нина Усик, 70 лет, с мужем познакомилась по объявлению в газете. Вместе они живут уже 14 лет.
— Когда Миша мой умер, — говорит о бывшем муже, — а дочка с зятем в Россию выехали, стало мне так одиноко. А надо же и уголь достать, и дров.
Беседуем в ее доме в селе Большая Каратуль Переяслав-Хмельницкого района на Киевщине. Женщина встречает с накрашенными помадой губами. Ее волосы тщательно закрашены в баклажановый цвет.
— Вот сидю, телевизор смотрю, так губы и накрасила, — говорит она. — Сама из Херсона. Написала в газету объявление: "Одинокая женщина с домом ищет некурящего и непьющего". Многие ответили, — садится за стол, засланный газетами. — Один из Умани приезжал, но я города боюсь. Жила в райцентре, привыкла, что своя и картофелина, и морковка. Отшила его, тем более, что Иван (нынешний ее муж. — "ГПУ") дал телеграмму, что приедет. Иду с работы перед 8 Марта, а он под калиткой стоит — расспросил у людей, где живу. Подарка не привез, такой моды нет у него.
Смотрю: спокойный. А письма какие писал! — она бежит в другую комнату, приносит пачку писем. Наугад разворачивает одно:
— "Здравствуй, дорогая моя женушка, как мне тебя не хватает". Не было ему кому картошку выбирать, — комментирует. — Переехала, поверила, что хороший, а он и говорить не умеет. Спрашиваю, как ты письма писал? "Из газет и журналов, — говорит, — можно много чего понаписывать". А фотографию какую прислал? Из армии. А он же мой ровесник.
Женщина продолжает:
— Когда переехала и увидела, как он здесь живет, сказала — если бы не продала дом, он бы меня сюда и на налыгаче не затянул. Газ проводила сама. Нет Ивана сейчас: в огород пошел.
Бывает, говорю его сыну: "Гриша, я его брошу." Так запьет же, — прогоняет Нина со стола кошку. — Когда-то поссорились. "Я тебя поведу к одному одинокому дядьке ", — и тянет меня. Думаю, ану, проверю его. Возле двора заартачилась: "Я тебе что — корова, что ты меня на веревке ведешь". А он: "Если захочу, у меня пять таких, как ты, будет".
Женщина поправляет воротник свитера.
Хотел, чтобы я ему пенсию отдавала
— А я же просила: "Иван, не обижай, потому что мне дорога одна — в Днепр". Чтобы сказать, что плохой — не скажу. И вернуться домой стыдно, — говорит грустно. — В Россию ехать не хочу. Такая, как мой отец. Бывало, мамка его ругает, а он говорит: "Люблю тебя, как Украину!". Так и я — патриотка.
Живем с Иваном как два черта, — продолжает женщина. — Кричу на него: "Чтобы мои глаза повылезали, на тебя, глядя". А он: "Если бы та газета сгорела и редакция вместе с ней!".
Женщина поправляет волосы, украдкой глядя в зеркало.
— Чтобы не жить на птичьих правах, расписалась с ним. И пошла в тот день свеклу копать. Дети у него хорошие, он им помагает. А я своей Люде в Россию деньги шлю. Хотел, чтобы я ему пенсию отдавала. Не будет такого, Иван. Я привыкла, что мне муж деньги отдавал.
Женщина вспоминает свою молодость.
— У нас в городе аллейка была, — лицо Нины приобретает мечтательное выражение. — По ней молодежь туда-сюда ходила, как на демонстрации. Раз идем с девушками вчетвером, а навстречу — четыре мужика. Пьяные в дрезину. Говорю девушкам: "Мне тот так парень понравился". После того как пойду на аллейку — нет его, а мне гульбы нет. Раз догнал меня. Зашли в клуб, все девушки на него так и понавешивались: "Миша, Миша". Все равно женился на мне. Вот был муж, вот была любовь, — подытоживает. — Хотя отец кричал, не хотел его. "Что, тебе своих ребят мало?" — потому что Миша был из Франковщины.
О детях Нина рассказывает неохотно.
— Перед Людой была еще у меня Наташа. Тогда, когда она родилась, всего два месяца декрета давали. Я на работу в порт бегала на строительство, а дома с ней свекровь сидела. Раз Наташа заболела, прошу свекровь: не купайте, потому что через сени мороз в дом так и идет. Сама добегалась к ней, что заболела воспалением легких. Положили меня в больницу, Наташу ко мне носили кормить, и доносились. Я никогда не спала, а то сморило. Как бросилась, мац ее рукой, а она уже холодная.
Женщина встает, поправляет передник.
— Дед будет кричать, что без него в газету попала, — переводит разговор на другое. — У него конь есть. За эти все годы, может, пятого поменял. Не хочет на нем ничего делать. Жалеет.
1936, 4 ноября — Нина Усик родилась в Большой Лепетихе на Херсонщине
1955 — вышла замуж за Михаила
1956 — родилась дочка Наталия, прожила три месяца
1958 — Нина работала дояркой; появилась на свет дочка Людмила
1983 — ушел из жизни муж; взрослая дочка с мужем уехали в Самарскую область (Россия)
1992 — написала объявление о знакомстве в газету "Молодь України"; познакомилась с Иваном, у которого за 5 лет до этого от рака умерла жена
1993 — переехала к нему в с. Большая Каратуль на Киевщине
На Херсонщине у Нины остались брат Георгий и сестра Галина
Комментарии