47-летняя Лариса Осадчук - руководитель киевского клуба оригами. Это японское искусство конструирования из бумаги. Ежемесячно, в последний вторник, она приглашает всех желающих в японское посольство - на открытые уроки. В посольстве я просидела два часа. Ушла оттуда с тремя причудливыми коробочками, двумя бумажными журавлями и лягушкой.
Живет Лариса на Печерске, рядом с Ботаническим садом. У нее просторная квартира. Минуты три хозяйка пытается успокоить свою собаку.
— Арсен у нас филантроп, — смеясь, объясняет. — Но добросовестно гавкает, когда в квартиру заходят чужие.
Высокая, стройная, черноволосая женщина, одетая в полуспортивную кофточку и джинсы, выглядит лет на 35ю. Прическа — каре. В квартире везде игрушки: мягкие, деревянные, оригами. Навстречу выходит Анастасия — смуглая восьмилетняя дочка Ларисы с двумя черными косицами. Она очень серьезна, а ее мама, напротив, улыбчива.
Пани Лариса достает из шкафа коробки с готовыми изделиями. Разноцветные бумажные шары, новогодние украшения, зверушки, цветы в натуральную величину, карнавальные маски рыжей лисы с двумя лисятами...
Я тебе —английский, театр...
А ты конюхом станешь!
— Все это делается без клея и надрезов, из одного бумажного квадрата, — объясняет она. — Немец Марк Кершинбаум складывает из бумаги, одна сторона которой черная, другая — белая, музыканта с контрабасом! Человек у него — черный, а инструмент — белый. В один полтавский санаторий когда-то попал мальчик из детдома. Замкнутый, неразговорчивый, он прекрасно умел делать из бумаги всякие интересные штуки. Главный врач вызвал его и сказал: "Я не верю, что ты это мог сделать сам. Садись рядом со мной и составляй!" Мальчик стал героем. О нем писали газеты, им увлекались. Ребенок стал более открытым, более спокойным.
Я мечтаю, чтобы оригами занимались в детдомах и больницах, а в метро люди, вместо чтения детективов складывали бы журавлей.
пани Лариса признается, что для нее это неприбыльное дело. Но в мире мастера оригами зарабатывают хорошо.
— Есть люди, работы которых оцениваются десятками тысяч долларов, — серьезно замечает она. — На одном благотворительном аукционе в Москве маску Путина продали за $4000.
Раньше пани Лариса была биологом, работала на кафедре генетики в университете. Тему для диссертации выбрала о белках в хромосомах. В поисках материала поехала в Москву. Еще Лариса увлекалась кукольным театром. В библиотеке при кукольном театре им. Образцова встретила будущего мужа.
— Мы год не общались. А потом случайно пересеклись снова. Вместо диссертации я родила Михайлика, — пани Лариса срывается с дивана и выходит из комнаты. — Это была очень творческая семья, — доносится ее голос из коридора. Женщина заходит в гостиную с марионеткой. Виртуозно вырезанный из дерева остроносый человечек раскрывает рот, вращает одним глазом, потому что на другом — черная пиратская повязка.
— Это наш Дроссельмейер, из спектакля "Щелкунчик", — гордо сообщает Анастасия.
— Это папа вырезал из дерева и раскрасил.
— Олег очень талантлив, — тепло говорит Лариса. — Его однокомнатная квартира в Москве, где мы жили, больше похожа на мастерскую. В ней жила и Олегова мама, и мы с мужем, и Михайлик, а потом дочь Ася родилась. Но сказки, игрушки и реальна жизнь — разные вещи... Поэтому мы разошлись.
Когда Асе был год, я с детьми вернулась в Украину, — продолжает. — Жили втроем. Ребята к папе ездят несколько раз в год. Я иногда звоню. Когда Мише было 16, там произошла история с паспортом... Он поехал с детскими документами, а возвращаться должен был уже со взрослыми. Сына из России не выпустили. Теперь он собирается поступать там в сельскохозяйственный институт. На генетику, как когда-то я! Лошадьми хочет заниматься. Я ему, в шутку говорю: "Миша, я тебе — английский, театр... А ты конюхом станешь!".
1958 — родилась в Киеве
1981 — закончила биофак Киевского госуниверситета
1985 — переехала в Москву
1987 — вышла замуж за кукольника Олега Ермакова
1989 — родила сына Михаила
1997 — родила дочь Анастасию
1998 — вернулась в Киев
2000 — организовала клуб оригами в Киеве
Комментарии