74-летняя артистка Нина Байко с 1950 по 1980 годы вместе с сестрами Даниилой и Марией пела в составе семейного трио.
— В нашей семье была трагедия, — рассказывает Нина Яковлевна. — Одни девочки родились. Я была четвертой, уже нежеланной. А когда за мной родилась Ирина, отец махнул рукой.
Больше всего я люблю самую старшую сестру — 80-летнюю Зиновию, — сознается. — Она за мной присматривала, когда я училась, хвалила. У нее сейчас двое детей и четверо внуков. Свою дочку Зеня назвала в мою честь, теперь живет возле нее во Львове.
Сестре Данииле — 78 лет, — продолжает артистка. — Детей у нее нет, а муж умер. О ней заботится мужняя племянница Лиля. У Даниилы болят ноги, уже четыре года ездит на коляске. Третьей сестре Марии — 76 лет, она преподает вокал во Львовской консерватории. У нее двое сыновей Володя и Роман. Ее муж Василий был скульптором, и сын Володя — тоже скульптор. Самая молодая из сестер — Ирина похожа на отца, он ее очень любил. Она уже десять лет живет в Италии с дочкой Роксоланой и сыном Тарасом, — рассказывает о своих сестрах Нина Яковлевна.
С народной артисткой общаемся в киевском офисе общества "Лемкивщина". Нина Яковлевна является его почетным председателем.
— Когда приезжаю во Львов, иду к Данииле. Вожу ее на коляске, рассказываю новости, — говорит она. — Старшая Зеня тоже приползает, хотя весит 120 килограммов. А вот с Марией реже видимся. Она с нами почти не общается. Я в Киеве из фондов радио выкупила наши песни, дала ей. Она во Львове заказала тысячу компакт-дисков. Но мне дала лишь десять из них, — переходит на шепот женщина. — Она забрала себе весь тираж. Судиться с сестрой я не буду, мне стыдно.
Семья Байко жила в селе Яблуница на Ивано-Франковщине. Их отец был се льс ким головой — ви йтом. Нина Яковлевна говорит, что он погиб от электрического тока — взялся руками за оголенный провод. Ей тогда было 13 лет.
— Мама Магдалина была младше отца на 11 лет, — рассказывает. — Отец был еще и писарем, и начальником пожарной охраны. Детьми мы раз устроили в доме пожар. Родители пошли в поле, а 10-летняя Зиновия варила ужин. Дрова полила бензином из бутылки и разлила по комнате. Все вспыхнуло. Гасила пламя подушкой, а та тоже загоре лась. Зеня выбросила ее на улицу, там занялась бочка от мазута и скошенное сено. А тогда прибежал лавочник и все затушил.
Нина Байко говорит, что после гибели отца семья голодала.
— Когда-то я хотела украсть в магазине булочку, — рассказывает. — Она стоила 62 копейки. Дома я вырезала из бумаги чек и вытеснила на нем 62. Но пока продавщица разглядывала его, я испугалась и убежала.
Вспоминает, как в 1948-м о сестрах Байко напечатали в газете "Вольная Украина".
Хотела украсть в магазине булочку
— Мы тогда выступали на смотре художественной самодеятельности во Львове. На фотографии стоим такие несчастные, — опускает плечи. — Каждая в одолженном: у той — блуза, у другой — юбка, на голове какой-то венок. Поехали мы в Киев петь. Тогда еще Никита Хрущев на Украине был. Сидел на концерте в правительственной ложе. Вот какая я древняя, — смеется Нина Яковлевна.
Вспоминает об одном поклоннике, который надоедал ей.
— Один пан во Львове делал мне выразительные намеки. Я дала ему поще чину. А через десять лет моя дочь Леся поступала в театральный ин ститут в Киеве. Чтобы перестр ахо вать ся, я поперла в Министерство культуры. Смотрю, а тот пан — заместитель министра. Говорю: переживаю, чтобы дочке не поставили четверку. На второй день Леся сдает: все родители волнуются, а я спокойна. Когда же выходит она из дверей зеленая, — пани Нина показывает на бледную стену, — как вон та стенка. И говорит: "Мама, "два"!" Вот вам и поще чина.
В 24 года Байко вышла замуж за однокурсника по Львовской консерватории Богдана. Он был скрипачом.
— Сейчас Богдан живет во Львове, — говорит женщина. — Я ушла от него. Мы жили вместе с его мамой. Богдан перед ней меня боялся поцеловать, чтобы ее не обидеть. Свою вторую жену уже похоронил. Теперь одинокий. Часто приходит к нашей дочери Лесе. Вижу, что собирается к ней пере се лить ся.
В Киеве Нина Яковлевна тоже живет одна. 44-летний сын Андрей, 47-летняя дочка Леся и четверо внуков живут отдельно.
— Я живу скромно, в маленькой комнатке. Гостей не принимаю. Три года тому назад продала большую квартиру. Деньги дала сыну Андрею, он купил себе трехкомнатную квартиру. А дочери Лесе оставила квартиру во Львове.
Нина Байко показывает диплом Министерства культуры "За весомый вклад в развитие музыкального искусства". Хвастается, что его вручал певец Владимир Гришко.
— Я не только пела, но и преподавала. Учительствовала, например в Стритивской кобзарской школе. То была школа-интернат для мальчиков. Они так гоняли по коридору, что раз у меня упали очки, так они их растоптали на мелкие кусоч ки.
1933, 25 августа — Нина Байко родилась в селе Яблуница на Ивано-Франковщине
в семье ви йта
1946 — умер отец Яков
1958 — окончила Львовскую консерваторию по классу вокала и игры на бандуре
1956 — трио сестер Байко выступило в Польше
1957 — вышла замуж за скрипача Богдана
1958 — родилась дочь Леся; через три года — сын Андрей
1976 — сестры Байко стали лауреатами Шевченковской премии
1979 — получила звание народной артистки Украины
Комментарии
1