88-летний Михаил Копинец из села Буштино Тячивского района Закарпатья шесть лет назад вернулся в Украину. 50 лет жил в США.
- Михаил Иванович только что встал. Вчера допоздна смотрел "Свободу слова", - в субботу в 9.30 племянница Магдалина отворяет калитку.
Пока Михаил Копинец одевается, женщина ставит ему на журнальный столик чашку с водой.
- Здешнюю воду пить не могу - потом пару дней желудок болит, - говорит Михаил Иванович. - Потому покупаю фильтрованную или чай завариваю.
Надпивает из чашки.
- В Америку попал в 1949-м. Бежал от советского режима, потому что был сознательным украинцем. В Хустской гимназии сошелся еще с двумя односельчанами. Встречались, разговаривали об Украине, обсуждали украинские книги. Моего единомышленника вычислили венгерские жандармы. Арестовали и пытали, чтобы выдал товарищей. Когда меня задержали, отвезли в Мукачеве во дворец Ковнера, где держали всех арестантов. Под ногти загоняли иголки, били по плечам. Через полгода отпустили, но в гимназию меня уже не взяли.
В 1945-м был принят в тренировочный лагерь УПА.
- Двоюродный брат служил в чехословацкой армии. Как-то говорит: "Наша армия оставляет Закарпатье. Давай с нами в Прагу". Так я очутился в Чехословакии. Оттуда выехал в Германию.
В Мюнхене познакомился с будущей женой Василиной Гаврилко. Она тоже бежала от советской власти. Связались с нью-йоркским адвокатом по фамилии Гаврилко. Тот выслал ей свидетельство, что они являются родственниками. Так Василина выехала в Штаты. Через год забрала меня.
Работал на автозаводе "Форд" в городе Детройт. Но недолго, потому что рабочие забастовали, а еще началась война в Корее. Пришлось записаться в армию. На фронт не попал, только работал связным, потому что хорошо знал азбуку Морзе. В 1951 году мы с Василиной поженились. Переехали в Нью-Йорк, я пошел учиться на экономиста. Получал 150 долларов стипендии. Родились сыновья Богдан и Иван.
При Союзе папе и маме говорили: "Зовите сына с семьей назад. За это получите вознаграждение". Но родители отказывались.
В Украину Михаил и Василина приехали в 1991 году.
- Когда услышали по телевизору про развал Союза, купили билеты на самолет. Приехали в Буштино. Маме было тогда 96 лет, она была сгорбленная, но я ее узнал. А отец умер за пять лет до того.
В 2006-м не стало жены Василины.
- У нее была болезнь Альцгеймера. Меня и сыновей узнавала, но не понимала, где она, какой сегодня день. Думал, не переживу ее смерти. Решил вернуться на Закарпатье, потому что в Америке такие, как я, переезжают в дома престарелых. Пенсию ежемесячно мне пересылает сын Богдан. Я каждый год в апреле летаю в Америку сдать декларацию, потому что являюсь гражданином США.
Комментарии