34-летние Мария и Николай Цуркан живут в общежитии Ужгородской райадминистрации на ул. Можайского. Оба инвалиды. В прошлом году у них родился здоровый ребенок.
— Муж на работе. Коля компьютерщик в гидрометеорологическом центре. А я сижу дома с малышом, — рассказывает Мария Цуркан, русая женщина в инвалидном кресле.
Их сыну Руслану год и семь месяцев. Он сидит возле холодильника, ест руками суп. Хватает из тарелки картофель, макароны, запихивает в рот.
— Еще мал для ложки, — улыбается Мария.— Пусть уже как умеет.
В 3 года Мария перебегала дорогу в родном селе Люта Великоберезнянского района на Закарпатье. Попала под задние колеса грузовика, везшего товар в магазин. С тех пор прикована к инвалидной коляске. В 14 лет девушку отдали в Цюрупинский интернат N2 на Херсонщине для детей-инвалидов.
— Николай родом из Черновцов. Младенцем мать отдала его в детдом. В 10 лет вертелся на турнике и упал на спину. Повредил себе позвоночник, — рассказывает женщина.
Мария едет на коляске в кухню. Разогревает в микроволновой печи кофе. Говорит, ищет работу. В супермаркете "Вопак" ей предлагали работать с документами. Обещали 450 грн в месяц.
— Мы с Николаем посчитали, что это невыгодно, — замечает хозяйка. — Ежедневно нужно семь гривен на такси. А на работе мне нельзя будет есть жидкое, только всухомятку. Потому что в туалет на коляске не заеду.
Цуркан живут на 1230 грн общей пенсии. По словам женщины, этого маловато. Говорит, на одно кесарево сечение потратила в роддоме 4 тыс. гривен.
Малыш просится на руки. Мать вспоминает, что первые его слова было: "Цыц, си де ть!". Сосед так кричал собаке.
— Малыш кричал это прохожим вслед, — смеется она. — В городе болтают, чт о Руслан не наш сын. Инвалиды редко решаются на ребенка. Люди думают, мы усыновили его. Удивляются, что разрешили.
Руслан ест суп руками
Рассказывает, что муж сменил много работ — в супермаркетах, на заправках:
— В супермаркете работал за продукты, еще и просроченные. Я не позволила бы себе так на голову сесть. А Коля доверчивый, потому его и обижают. Как-то не выдали зарплату. Говорят, у тебя же инвалидная пенсия есть.
У Марии есть родители, двое сестер и брат. Они живут в селе Невицкое на Ужгородщине. Все здоровые, работают. Родители — пенсионеры, часто наведываются к дочке.
Женщина говорит, что Николай нашел свою мать. Ездил к ней в Черновцы. Но та встретила его неприветливо. Отца муж не знает.
Мария — вторая жена Николая Цуркан. Бывшая тоже была инвалидом, жила в Запорожье. Пара быстро разошлась.
— Искал, чтобы обязательно на коляске, — рассказывает дальше женщина. — Не знаю почему. Может, жалеет. Увидел меня в интернате на дискотеке. Говорит: "О, у вас новая девушка". Нам было по 18. Я от него убегала. Гордая была. Боялась, что если заведу мужчину, ничего в жизни не добьюсь. Мечтала сначала выучиться, получить квартиру, а затем выйти замуж и родить ребенка.
Признается, что у нее было много поклонников. Цеплялись даже здоровые ребята.
— Раз ждала возле магазина отца. Подошел парень, спрашивает: "Девушка, как вас зовут? Можно вас провести?". Отец вышел из магазина, а парень как налетит: "Ты чего цепляешься к девушке, она моя!" — смеется Мария. — Видели, что у меня железный характер, потому и липли.
Руслан тянется за сумкой матери. Мария бросает ее на холодильник.
— Тяжело матери в коляске? — спрашиваю.
— Да нормально, — отвечает она. — Малыш в памперсах, вещи в машинку-автомат забрасываю. Каждый день гуляем с ним.
1973, 17 марта — Мария Каменца родилась в с. Люта Великоберезнянского района на Закарпатье
1973, 27 января — Николай Цуркан родился в Черновцах
1977 — Мария в Лютах попала под колеса грузовика
1983 — Николай в черновицком детдоме травмировался на турнике
1991 — познакомились на дискотеке в Цюрупинский школе-интернате N2 на Херсонщине
с 2002 — жили в гражданском браке
2005 — поженились
2006, 20 июня — родился сын Руслан
2007 — Мария окончила Ужгородский национальный университет по специальности "социальный работник"
Комментарии
3