7 июля в столичной больнице "Феофания" на 90-м году умер советский политзаключенный, бывший депутат Верховной Рады, Герой Украины Левко Лукьяненко.
— При последних встречах нормально себя чувствовал, еще рюмашку пил. Вдруг оказалось, что давно имеет рак крови, — рассказывает писатель и экс-нардеп Владимир Яворивский, 75 лет. — Неделю назад забрали в больницу из-за высоких лейкоцитов. Врач, который вел Левка, в телефонном разговоре заверила: идет на улучшение, лекарств не нужно. Договорились, что приедем навестить 7 июля. На следующий день Левку стало плохо, попал в реанимацию без сознания. А через несколько часов — отошел.
Год назад на Ивана Купала Левко с женой был у нас в гостях на даче. В тот день заехал и снайпер Николай Воронин, и мой сын вернулся с войны, где был добровольцем несколько месяцев. Левко смотрел на этих ребят, которые приехали из боев за Украину, — и его глаза светились от счастья. Радовался, что молодые украинцы борются за страну. Был у нас до часу ночи. Мы еще через огонь скакали. Говорил, никогда так допоздна не засиживался.
Прощались с Левком Григорьевичем в понедельник в его доме в Хотове возле Киева. Во вторник, 10 июля — в столичном клубе Кабинета министров. Будут отпевать во Владимирском соборе. Похоронят на Байковом кладбище.
Левко Лукьяненко родился 24 августа 1928-го в селе Хриповка на Черниговщине. Родители были крестьянами. В 15 лет забрали в советскую армию. Служил в Австрии, на Кавказе и в Азербайджане.
— Много читал. Когда понял, какая несправедливость творится вокруг, поклялся идти путем Северина Наливайко. Он сказал так: "Я знаю, что погибель ждет того, кто первый восстает на утеснителей народа". Сознательно шел на смерть. Но смерть после борьбы. Так же и я, — говорил Левко Лукьяненко.
В 1953-м вступил в КПСС. Закончил юридический факультет Московского университета. Работал в Радеховском райкоме КПСС на Львовщине.
— Решил: больше всего для Украины смогу сделать на высокой должности в партии, что невозможно без высшего образования. Все великие революционеры — юристы. Значит, это лучшее образование, чтобы бороться, — рассказывал. — В университете был и партийным организатором, и старостой курса. Но это был неправильный, мазепинский путь. Тяжелый период раздвоения. Когда в 1956 году прочитал два тома Грушевского — решил изменить тактику. Прекратил активность и ушел в подполье.
Создал "Украинский рабоче-крестьянский союз", который выступал за конституционное отделение Украины от СССР. В январе 1961-х Лукъяненко приговорили к расстрелу за "антисоветскую агитацию и пропаганду". Приговор заменили на 15 лет заключения. На волю вышел в 1976-м.
Стал одним из 10 основателей Украинской Хельсинской группы. Их начали арестовывать одного за другим. Через год Левка Григорьевича приговорили к 10 годам заключение и пяти — ссылки. Наказание отбывал в Мордовии, на Урале и в Сибири. В 1988-м помиловали.
30 марта 1990 года стал депутатом Верховной Рады. Тогда же женился во второй раз — первая жена подала на развод. Вторая — Надежда Ивановна — мастер швейного производства. Детей не имели.
— Пока я строил страну, жена построила дом, — говорил Левко Лукьяненко. — У нее это лучше выходит.
24 августа 1991-го стал соавтором Акта о Независимости Украины. В 2016-м получил литературную Шевченковскую премию.
— Пытался находить время для написания книжек. Все, что писал, направлено на то, чтобы из малороссов и хохлов сделать украинцев, — говорил Левко Григорьевич.
Занимался общественной деятельностью до последнего.
— Месяц назад по инициативе Лукьяненко мы подготовили коллективное письмо с рекомендациями, как вытянуть Украину из постсоветского болота, — говорит Владимир Яворивский. — Подписали 13 людей, которые голосовали в свое время за независимость, а Левко — первый. Радовался письму. Послали его президенту, премьеру и спикеру. Левко звонил мне ежедневно: "Пришел ли уже ответ?" Когда узнал, что никто из первых лиц так и не отреагировал, переживал. В последнем телефонном разговоре сказал с грустью: "Мы этого и ожидали".
Любил слушать украинские народные песни и музыку итальянского композитора Антонио Вивальди. Любимая книжка — "Кобзарь" Тараса Шевченко.
— С "Кобзарем" не расстаюсь с 1961-го, когда впервые осудили за борьбу за независимость, — рассказывал. — И сейчас перечитываю. Он наполняет меня верой и духом борьбы. А взгляд Шевченко на обложке воспринимаю, как упрек: "Ты что сделал для Украины? Ты кто — ее сын или байстрюк?"
Свободное время проводил в саду и на огороде. Любимые блюда — налистники и вареники с творогом. Имел овчарку Грима.
"Давайте напишем кратчайший текст. Потому что страх у коммунистов пройдет — и утопят наше дело"
Левко Лукьяненко был одним из авторов "Акта провозглашения независимости Украины", принятого Верховной Радой 24 августа 1991 года.
— Моя заслуга перед Украиной не в том, что написал "Акт провозглашения независимости", — говорил Лукьяненко. — Половина депутатов Рады могли это сделать. Моя заслуга, что нужное предложение сделал в нужное время и нужным способом.
23 августа 1991-го мы впервые собрались в Раде. До того работали в Союзе писателей. Один говорит: "Пока коммунисты растеряны, давайте подготовим законопроекты". Тот то предлагает, тот — другое, а я поднялся: "Давайте провозгласим Украину независимой, и тогда нам не придется хитрить. Будем творить законодательство, нужное независимому государству".
Это восприняли как откровение. Дмитрий Павлычко крикнул: "Так пусть Левко и напишет". Говорю: "Хорошо". Обернулся на зал и Сандуляка (профессор медицины Леонтий Сандуляк. — ГПУ) позвал. Он — порядочный человек, умный. Имел с ним теплые отношения. Нам дали полтора часа.
Говорю: "Давайте напишем кратчайший текст, чтобы не было дискуссии. Потому что страх у коммунистов пройдет — и утопят наше дело".
Через полтора часа мы пришли в зал. Сделали некоторые поправки, Павлычко добавил вступительное предложение. Я написал "возрождение украинской государственности", а кто-то говорит: "Погоди, а какой это? Петлюровщины? Не годится, утопят". Исправили на провозглашение. На завтра собрались в зале. Поддержали 364 депутата — конституционное большинство. Мы подхватились, начали обниматься, поздравлять друг друга. Тогда подумал, что если бы моя жизнь на том кончилась, то пожил не зря на свете.
Пошли на улицу, на руках меня носили. Потом на Майдане выступали. Поздно вечером был на Софийской площади общеукраинский митинг. Включили все радиостанции Украины, и я зачитал народу Акт.
Приехал домой, открываю, а там — накрыт стол: бутылки, закуски. Спрашиваю жену: "Что это такое?" А она: "Твой день рождения сегодня". Настолько был занят, что забыл. И мы праздновали вместе два дня рождения — Украины и мой.
72 дня сидел в камере смертников
1928, 24 августа — Левко Лукъяненко родился в селе Хриповка Городнянского района на Черниговщине.
1953 — поступил на юридический факультет Московского университета.
1954 — женился на студентке Киевской сельхозакадемии Надежде Бугаевской.
1961 — приговорен к казни "за измену родине". 72 дня сидел в камере смертников. Приговор заменили на 15 лет заключения.
1976 — электрик в детской больнице в Чернигове.
1978 — осужден на 15 лет "за антисоветскую агитацию".
1988 — вернулся из Мордовии, купил дом в селе Хотов под Киевом.
1990 — обвенчался со второй женой Надеждой Ивановной. Депутат парламента первого, второго, четвертого и пятого созывов.
1993 — посол Украины в Канаде.
2007 — написал заявление о сложении депутатских полномочий по собственному желанию.
2013 — ушел в отставку с должности главы Украинской республиканской партии, оставался ее почетным председателем.
2016 — получил Шевченковскую премию в номинации "Публицистика и журналистика" — за произведения в 13 томах "Шлях до відродження".
Комментарии
1