вторник, 25 октября 2016 07:40

"Хочется сыграть на бандуре в нескольких километрах от Кремля"

 

С лидером столичной группы ОНУКА 31-летней Натой Жижченко встречаемся в 15:00 на киевском Подоле. Она одета в черное пальто без рукавов, платье антрацитного цвета и берцы.

В кофейне Воздвиженского квартала просторно. Кроме нас — один посетитель. Ната заказывает кофейный коктейль "Виски сауер".

Слушатель на ура воспринял вашу музыку — сочетание народной с электронной. Трудно было найти артистов-новаторов для группы?

— Сложно найти музыканта, который в совершенстве владеет народным инструментом. И мыслит не этническими категориями, может импровизировать. Раньше стеснялись сознаваться, что играют на народных инструментах. Это считалось немодным. В детстве тоже удивлялась, почему играю на сопилке. Для свирельщиков нет конкурсов, широкой программы.

Наш бандурист Евгений Йовенко рассказывал, как стеснялся своих длинных ногтей. Когда знакомился с девушками, прятал руки.

Для чего браться за бандуру, если из-за этого стыдно?

— Многих побуждали родители. Я не мечтала играть на сопилке. Меня научил дедушка. Потом, когда поняла, сколько лет на это потратила, бросить было бы неразумно.

Какие житейские уроки от деда для вас самые важные?

— Его давно нет. Но до сих пор мысленно разговариваю с ним. Когда сомневаюсь, задумываюсь, какое бы решение принял он. И делаю так же.

Дедушка и бабушка принадлежали к черниговской интеллигенции. Смолоду дед был очень суровым. В семье все зависело от его мнения и настроения. У нас с ним была особенная связь. Я для него была единственной внучкой, которая продолжает его дело, с детства концертирует.

Это были разные миры: школа, мама и папа в Киеве, на спальной Воскресенке. И мир дедушки и бабушки, сад и дом в Чернигове. Дедушка играл на сопилке, бабушка полировала бандуры — сплошная противоположность суетливому мегаполису. Они вдохновляли. А родители со мной занимались, возили на множество музыкальных занятий.

Отец у вас тоже музыкант?

— Инженер-радиоэлектронщик. Но любит и разбирается в музыке. Был ликвидатором аварии на ЧАЭС.

Поэтому эти места стали для вас особенными?

— Дома постоянно звучало слово "Чернобыль". Этот регион меня интересовал с детства. В первый раз поехала туда лет в 17. Пропуска не имела, поэтому не попала за забор. Побродила по полям, дорогам возле 30-километровой зоны. В Припяти побывала в 23 года. С тех пор езжу в зону каждые полгода. Это — мое место силы.

Во многих домах выбиты окна, лифты — с открытыми шахтами между этажами. В больнице видела оставленную на регистратуре записную книжку. Там написаны часы работы врачей, имена тех, кто в отпуске. В каждом кабинете до сих пор стоит сменная обувь под толстым слоем пыли. В детском садике поросли мхом фигурки из пластилина. Гнетущее зрелище.

Иногда во время поездок появляется ощущение, что зона меня не принимает. Она имеет если не душу, то какую-то силу. Не скажу, что это мертвая территория. Напротив — очень живая. В ней чувствуется потусторонний манящий мир.

Странствуете по зоне одни?

— Имею проводника. Занимает на станции уважаемый пост. Работает там почти с первых дней аварии, — Ната помешивает кубики льда в стакане.

Такое впечатление, что на сцене вы медитируете.

— Мне сложно поладить с людьми с помощью слов. В детстве было проще сыграть самую сложную партию, чем поздороваться с преподавателями музыкальной школы. Трудно поддерживаю беседу. Иногда во время гастролей почти ни с кем не общаюсь. Но выход на сцену переключает. Энергия музыки — другая. Словами можно обмануть. Музыкой — нет, потому что это чистые ощущения. Для меня лучшее признание — когда музыка нравится детям. Их не обманешь.

Вам предлагали выступать в России?

— Да. И сейчас предлагают. После событий в Мариуполе в 2014-м мы отменили запланированные концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Это было решение сердца. Понимаю, что там ждала наша аудитория, нас хотели услышать местные украинцы. Мы выполнили бы просветительскую миссию. К тому же это была бы настоящая культурная диверсия — сыграть на трембите, бандуре и сопилке в нескольких километрах от Кремля.

До сих пор хочется сделать это. Еще не время. Большинство людей настроены агрессивно. Не езжу в Россию даже к друзьям. Но мечтаю о времени, когда все изменится.

С четырех лет играет на сопилке

Ната Жижченко родилась в Киеве. Дед — мастер народных инструментов Александр Шленчик. Научил внучку играть на сопилке в 4 года.

Через пять лет выступала с духовым оркестром Национальной гвардии Украины. За каждый важный концерт родители покупали картридж к игровой приставке.

Закончила Киевский университет культуры и искусств по специальности "этнокультуролог".

В 2002–2013 годах была солисткой электронной группы "Томато Джес". Ее основал старший брат Александр. После распада коллектива стала сотрудничать с музыкантом Евгением Филатовым, будущим мужем.

Новый проект назвала ОНУКА — в память о деде. Электронную музыку совмещает со звучанием народных инструментов. В ноябре в Харькове и Киеве сыграет концерты с Национальным оркестром народных инструментов.

Любимые писатели — Франц Кафка, Альбер Камю, Эрих Мария Ремарк.

— Сейчас читаю российскую классику, — говорит Ната. — Перечитала "Анну Каренину".

Имеет пса породы джек-рассел-терьер Пифа. Замужем. Живет в Киеве.

Сейчас вы читаете новость «"Хочется сыграть на бандуре в нескольких километрах от Кремля"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть