- Когда человек получает травму - он ничего не чувствует, потому что нервные окончания в этот момент отключаются. Поэтому бывает такое, что тяжелораненый разговаривает с вами, а затем внезапно умирает. Шок и потрясение может длиться до нескольких недель, - говорит столичный психолог Виктор Мозговой, 47 лет. Он 10 дней работал с солдатами в зоне АТО.
- В тот период мужчине достаточно рассказать, что он лечится и у него для этого комфортные условия. Другая психологическая помощь ему не нужна. Не стоит навязываться, это может навредить. Человек в ступоре, ему сложно осознать, что произошло. Ни в коем случае сразу не говорите, что он, например, потерял ногу. Потому что будет смотреть на вас безумными глазами и искать ногу.
Когда появляется боль и дискомфорт - значит, человек выходит из шока, возвращается в реальность. Начинает чувствовать свое тело. Когда поймет, что с ним что-то не так, надо, чтобы рядом был близкий человек. Он подбодрит: о, молодец, ты проснулся. Рад тебя видеть. Иногда и слов не надо - просто обнять и побыть рядом.
Как только раненый начнет раскрываться, рассказывать о своем самочувствии, время спросить: что мне сделать для того, чтобы ты чувствовал себя лучше? Может быть реакция: оставьте меня в покое! Это ничего, пройдет.
Если у раненых нет кисти, руки или ноги, то стратегия должна быть такой: ты жив, Бог зачем-то оставил тебе жизнь. Теперь должен быть примером для других. Будем учиться жить без ноги или руки. Можно попробовать писать повести, стихи. Для тебя открывается другой мир, которого вчера, с руками и ногами, ты не замечал.
Комментарии