В этом году ученики с особыми потребностями начнут учиться в общеобразовательных школах. С 1 сентября появятся классы для детей с инвалидностью. До 2022 года школьников с задержкой психического и физического развития переведут из спецзаведений в общеобразовательные школы.
— Во всех цивилизованных странах инвалиды живут, учатся и работают вместе с остальными. У нас еще с советских времен привыкли "особенных" оставлять за бортом, и это трагедия, — говорит заслуженный учитель Украины 52-летний Виктор Громовой. Он рассказывает о внедрении в школах инклюзивного образования — обучения детей с особыми потребностями среди здоровых.
Как подготовить школы к обучению детей с особыми потребностями?
— Для учеников с изъянами слуха должен быть сурдопереводчик или учитель, который имеет такие навыки. Тогда ребенок будет включен в учебный процесс. Каждая школа должна иметь лифт и пандусы для учеников с изъянами опорно-двигательного аппарата. Все туалеты должны быть адаптированы для инвалидов. Для этого нужны огромные средства, но их можно найти.
Готовы ли учителя обычных школ к работе с особыми детьми?
— Пока еще нет. Их нужно учить работать с инвалидами. Для преподавания таким детям нужно иметь психологическую подготовку. Кроме этого, учитель должен быть универсальным — уметь одновременно вести урок для обычных детей в привычном режиме и, когда нужно, переключаться на индивидуальную работу с учеником-инвалидом.
Какая польза будет для учеников с инвалидностью и обычных от совместного обучения?
— Дети с особыми потребностями будут чувствовать себя полноценными членами общества. Смогут следить за разными тенденциями среди одногодков — модой, увлечениями и тому подобным. Обычные дети поймут, что мир разный, в нем живут очень разные люди с непохожими потребностями. Когда будут видеть в своем классе одногодков-инвалидов, у них будет развиваться сочувствие и любовь к ближним. Сейчас такие черты в школе воспитывают лишь теоретически.
Будет ли проявляться нетерпимость к детям с инвалидностью?
— На первых порах будут возникать недоразумения. Не исключаю, что некоторые родители будут протестовать против инвалидов в классе. Но через несколько лет все привыкнут к этой ситуации и будет казаться, что иначе не может быть. Агрессивное и нетерпимое отношение к людям с особыми потребностями — это отзвук советского прошлого. Права "не таких как все" притесняли.
В каких странах полноценно работает инклюзивное образование?
— В странах ЕС, США, Японии и других. В школах есть лифты, туалеты, работает сурдопереводчик. Когда впервые оказался в США, то две вещи бросились в глаза. Во-первых, масса людей пишут левой рукой. Там никогда из левши правшу не делали. Во-вторых, полно людей с видимыми признаками инвалидности — на колясках, с проблемами слуха и тому подобным. Человек учится в Гарварде, но не может самостоятельно держать ложку. И никого не удивляет картина, когда в столовой один студент кормит другого.
Комментарии