Григорий Попик, 83 года, просит показать удостоверение. Внимательно рассматривает его без очков. Потом приглашает в дом.
— Гляди, дед, а то опять дадут 25, — шутит жена Мария, 72 года. Поправляет цветастый платок. Григорий Иванович в синей рубашке, черных штанах и немного запыленных ботинках. Супруги вернулись из кохано вской церкви, что в 8 км от их села Диброва Збаражского района Тернопольщины.
— Я член ОУН с 1942 года, — рассказывает Попик. Рядом за стол садятся жена и сын Владимир. — Шли в организацию добровольно, никто не заставлял. В селе сначала была мельники вская организация, потом перешли к бандеровцам.
В 1943-м Григория Попика вывезли на работу в Германию. Работал на лесопилке в селе Мартбибарт-Шамфельд.
— Нас было 13 парней из Украины. Немцы такие " забучавлени", " крепечи". А нам по 17 лет, а нужно здоровые колоды носить 10 часов. Пайка — 400 граммов хлеба на день, — вспоминает.
После войны мужчину направили на Донбасс на шахту, год работал бурильщиком. Потом заболел желтухой и отпустили домой.
— В Диброве действовало повстанческое подполье. У меня было псевдо "Быстрый". Разносил листовки по селам. Даже английские шинели, запакованные.
— Оружие имели? — интересуюсь.
— Дали "бельгийку" — винтовка такая. Она была выше меня. Я же невысокий — метр 65. И три всего патрона. Один — для себя, в случае чего. А просто так не должен был выстрелить никто. Видно, кто-то на меня донес. Пришли с вечера, облава. Сделали обыск. Нашли листовки. В лесу же были машинки печатные, даже газеты печатали.
Попика приговорили к 25 годам заключения и пяти — лишения прав. Наказание отбывал на Колыме, работал в шахте.
— Позже на ссылке был щекотуром на строительстве э ле ктростанции. Весил не больше 40 килограммов. Заболел, какие-то гули вылезли. В лазарет положили, — вспоминает. — Пришел врач, без ничего шишку разрезал. Замазал, три дня побыл — и на работу! Вылезли еще гули. Тогда уже положили в больницу. Там давали ры бжир.
Говорит, в лагере больше всего было украинцев. А еще — эстонцы, литовцы, латыши, китайцы:
Пришел из тюрьмы в одной ф уфайке
— Эстонцы — деликатный народ. Крупнокалиберные такие, им не хватало пайка. Они быстрее всего умирали. В 1953-м умер Сталин, стал Маленков. Уже не давали пайка, а хлеб был на столах. Начали нам платить какую-то часть заработанных денег.
В 1955-м вернулся в родное село.
— Кругом засуженные, вывезенные — кто как кулак, кто как упо вец. Но были и активисты, которые под окнами стояли: не заходит ли кто ко мне?
— Но жить на родине позволили?
— Убийства не имел, так позволили, — вставляет слово жена.
— Как познакомились?
— Так она через один дом жила, — улыбается Попик. — Родители мне прислали пи сьмо, а там она с ними сфотографи рова на. Я глянул — подходящая. Мне уже было 31, когда вернулся. А ей — 20.
— Отец посмотрел по девушкам, которая лучше сапает, и в маму вцепился, — шутит Владимир, 51 год.
— Может, я вмешиваюсь не в свое дело, — просит прощения Мария. — Тогда за любовь было затруднительно говорить, что она даже такая существует. У нас отца убило на фронте. Мама осталася с двумя детьми: у меня еще младшая сестра есть. Так я закончила семь классов и пошла в колхоз. Там не давали ни денег, ни зерна. Мне было 17 лет, и мне дали 5 гектаров свеклы. Он пришел из тюрьмы в одной ф уфайке. А теперь люди говорят: беда в Украине! Столы ломятся, нарядить ся не знают уже во чт о — и беда!..
Григорий Попик получает 700 грн пенсии. Еще 50 ему доплачивают как ветерану ОУН-УПА. Говорит, что трижды получал денежную компенсацию из Германии за подневольный труд.
— Не все я вам верю, — вдруг нахмуривается мужчина. — Потому что вы за Януковича!
Объясняю свои взгляды. Хозяин успокаивается. Интересуюсь, кому из политиков симпатизирует.
— За Юльку голосовал, — отвечает Григорий Иванович. — Она ра зоблачила, что половину денег, что в Крыму флот стоит, нам Россия не платила.
Семья Попика имеет 8 га земли. Обрабатывают их трактором ЮМЗ-6.
— Три гектара отец сам убирает, — замечает сын Владимир. — Пашет, культивирует...
— Еще если б жена помладше была! — добавляет Григорий Иванович.
Выпиваем по рюмке.
— Я могу сказать то ко такое свое мнение, — говорит уже на пороге хозяйка. — Ну неужели в государстве нет таких патриотов, которые душу положили бы за ту Украину, а не за деньги?
1925, 25 апреля — Григорий Попик родился в с. Вербовец, в настоящее
время Лановецкого р-на Тернопольской обл.
1948 — приговорен к 25 годам
1955 — освободился из заключения на Колыме
1956 — вступил в брак с соседкой Марией Иванчук
1957 — появился на свет сын Владимир
1985 — вышел на пенсию
2007 — родился правнук Андрей
Комментарии
1