У 65-летней Галины Артеменко из села Гожули под Полтавой было две матери. В девять лет она узнала, что ее воспитывала чужая женщина.
Родилась Галина Артеменко в селе Ордановка Диканского района Полтавской области. До 10 месяцев жила с матерью Прасковьей Стовповской, 4-летним братом Владимиром и 2-летней сестрой Тамарой. Их отец Василий поехал в Опишню продавать кувшины и не вернулся.
— Мама отдала меня своему двоюродному брату Ивану. Потому что тяжело жилось ей с тремя детьми без мужа, — рассказывает женщина.
Документы Галины переписали в сельсовете на новых родителей и повезли в соседнюю Васильевку.
— Потом мне рассказывали, что через неделю мать хотела меня забрать , — продолжает Галина Ивановна. — Но Иван не отдал.
Больше Прасковья по ребенка не приходила.
— Я осталася жить с Настей, — втирает слезы женщина. — Помню тольк о печь и д ымоход кирпичн ый . А больше ничего не помню. Говорят, наш дом немцы сожгли. Корова возле яслей привязанная сгорела.
В 1943-м в село пришла Красная Армия. Ивана отправили на передовую — ранее его освободили от мобилизации. Убили в первом бое, говорит Галина Ивановна.
Настя продала корову и перебралась с приемной дочерью в Диканьку к двоюродной сестре. Зарабатывала там перепродажей платочков, скупаемых в Полтаве. За это ей дали пять лет тюрьмы.
— А меня посадили на телегу и привезли на ток. Там ждала старая женщина в цыганском платке. Мне сказали, что это моя родная мать. От н ервного потряс ен ия я целую неделю спала.
Анастасия Авраменко два года отсидела в полтавской тюрьме и по амнистии вышла на волю. Устроилась на работу в ветеринарную клинику Диканьки. Снимала комнату. Жила с любовником, на 13 лет ее младше. Галина Ивановна рассказывает, что часто видела в селе неродную мать.
От н ервного потряс ен ия я целую неделю спала
— Тротуары там деревянные были. Они нагревались на солнце. Так хорошо босяком ходить! Иду, сандалии в руках несу. И мать моя неродная с приемышем гуляет. Я ходила туда на нее посмотреть и мороженого поесть, — женщина начинает плакать.
В 15 лет Галина с матерью переехали к родственникам в Енакиево на Донбасс. Устроилась в столовую, потом продавала пиво в киоске. Познакомилась с Петром.
— Я его дядей звала, — говорит женщина и смотрит с улыбкой на Петра Тимофеевича, сидящего рядом. — Мне было 16 лет, а ему — 21.
Через три месяца они обручились.
— Замуж вышла, чтобы от матери уйти, — признается Галина Ивановна. — Я, как нищий, ходила в фуфайке и кирзовых сапогах 46 размера. Все деньги отдавала ей.
Вспоминает, что снился в прошлом году неродной отец:
— Он мне сказал: если был бы жив, не так бы я жила.
Вскоре Петра Тимофеевича забрали в армию. Пока он служил в Одессе, жена родила сына Владимира:
— До родов работала на шахте. Никто не верил, что беременная. Была у нас гинекологша-фронтовичка. В восемь месяцев не давала декрета. Говорила, что живот мал. Володя родился синий как пуп.
Галина Ивановна говорит, что санитарка из родильного отделения просила отдать ребенка ей.
— Мать мне сов етовала : "Отдай, потому что, может, Петя и не вернется. Как сама воспитаешь?". Но я не отдала.
Через два года Петр вернулся. Еще через три родилась дочь Екатерина. Семья переехали в село Гожули. Галина работала в Полтаве на заводе Газоразрядных ламп и "Химмаше" маляром и дворником, а муж — строителем.
В следующем году супруги будут праздновать 50 лет совместной жизни.
Обе матери Галины Ивановны похоронены на кладбище в Гожулах.
1941, 2 сентября — Галина Стовповская родилась в селе Ордановка Диканского района Полтавской
области
1942, июль — родная мать отдала ее двоюродному брату Ивану и его жене Насте;
девушку записали на фамилию Авраменко
1943, сентябрь — приемный отец погиб на войне
1950 — неродную мать посадили в тюрьму за спекуляцию; Галину забрала родная
мать Параска
1957 — переехали в Енакиево Донецкой области
1958 — Галина вышла замуж за шахтера Петра Артеменко; мужчину на три года
забрали в армию
1959, 29 мая — родился сын Владимир
1961 — Петр вернулся из армии
1962, 29 октября — у супругов родилась дочь Екатерина
1964 — переехали в село Гожули Полтавского района
1969 — построили свой дом
У детей есть семьи. Сын живет в России, дочь— в Полтаве, воспитывает троих
детей
Комментарии