Владыка Черкасский и Каневский Софроний, 67 лет, когда-то поступал в медучилище, но получил тройку по украинскому языку. Был костоправом, изучал травы, интересовался гомеопатией. Больные до сих пор ходят к нему за советом.
В епархии, в кабинете архиепископа (Московский патриархат — " ГПУ") стоят аквариум, шкаф с книгами. Вверху — икона Божьей Матери. Владыка сидит в длинном черном свитере поверх рясы. Около него — письма. В кабинет все время заходят мужчины, целуют руку, отчитываются в приготовлениях к Рождеству.
Новый год по новому стилю Владыка не празднует.
— Я читаю молитву и ложусь спать, — говорит. — Потому что это настоящая война: грохочут, стреляют. Собак закрыл в гараже. Думал, от звуков петард у них сердца полопаются.
Архиепископ (в миру — Дмитрий Дмитрук) живет в микрорайоне Дахновка возле Днепра. Держит овчарку Мухтара и алабая Джесси.
— Мухтар верный, а Джесси лукавая, — улыбается. — Чистые алабаи некрасивые на морду, а Джесси такая, что хочется поце ло вать.
Семьи у Владыки нет. Ему готовят и стирают люди, работающие при церкви. С ними и Рождество отмечает.
— Ужин мне не приносят, потому что здесь у меня нет крестников. Но дахно вськие дети идут ко мне колядовать, потому что знают, что батюшка дает конфеты и деньги.
Вспоминает, как когда-то вместе со старшим на два года братом Петром наколядо вали в селе больше всех денег.
— Моего отца уважали. Когда слышали, что колядуют дети Савки, пускали и угощали. Деньги мы отдавали матери. Она покупала нам книжки, обувь. После войны была большая бедность.
Родился Дмитрий Дмитрук в селе Мнишин на Ровенщине. У Саввы и Надежды была еще старшая дочка Феофания. Родители имели землю, волов, коней, плуг, сеялку. Савва ткал полотно для ряден на кровати. Мама была единственной в селе швеей.
— Отец был неугоден Сталину. Во время войны у нас спасалось много вое ннопле нны х, а потом — голодных. Как кто-то в село приходил, люди говорили: "Идите к Савке, там всех принимают". Отца забрали в Иркутскую область в тюрьму, — рассказывает он.
Снится, что куда-то еду. Но не сажусь ни в автобус, ни в самолет, ни на велосипед
Сразу после войны 5-летний Дмитрий пошел в школу.
— Все переростки, а я малый. Не хотели зачислять, но я знал как от ни мать, складывать и весь букварь наизусть, — вспоминает Владыка.
Спрашиваю, влюблялся ли в юности.
— Не было времени за это думать. С братом делали всю работу по огороду, пока мама с сестрой работали в колхозе. Мама мечтала, чтобы мы были учеными людьми. После 10-го класса поступал в медучилище в Ровно. Но получил тройку по украинскому языку. Забрал документы и пошел на строительство маляром. Языка я никогда не любил.
Из-за плохого здоровья в армию Дмитрия Савича не брали. Но в 1960-м призывников недоставало, и парня направили в Прибалтику в г. Кенигсберг. Предложили на выбор пойти в механики морской авиации или в стройбат.
— Я хотел на механика учиться. Но генерал убеждал, что в стройбате больше пользы государству. Организовали бригаду из 22 человек. Я готовил есть. В армии не снимал креста. За это доставалось от начальства. От веры не отказывались только мусульмане и я один, — рассказывает архиепископ.
Из-за тяжелой работы на стройке Владыка сорвал диски в позвоночнике. 100 дней лежал в больнице, а потом его комиссовали. Поступил в духовную семинарию в Москве, потом — в духовную академию.
— Мне уже дали приход, но после того как попал в аварию, оставили при академии. Ехал домой из Ровно в автобусе. Он чудом не упал в кювет, перевернулся на крышу. Все люди живы остались. Я получил сотрясение мозга.
Говорит, работал в музее при академии. Но был неугоден власти.
— Меня отправили в Старый Коврай на Киевщину, где вместо храма был старенький домик. Через три месяца перевели в Черкассы. Потом послали в Городище, дальше — в Борисполь. Там строил храм, который сейчас при въезде стоит. А позже вернулся в Черкассы. Уже 27 лет здесь.
Владыка может и стряпать. Больше всего нравится картофель с подливой.
— Научился от своей мамы. Если пост — подливка с грибами, а нет — с рыбой. Мясного не употребляю.
Машину водит сам:
— У меня служебные "мерседес", " тойота" и " жигули". Шофера нет, сам езжу осторожно.
Архиепископ Софроний не верит в сны. Но признает, что бывают вещие.
— Каждую неделю снится, что куда-то еду. Но не сажусь ни в автобус, ни в самолет, ни на велосипед. Меня стало беспокоить. Справлялся у людей большой духовной жизни. Никто не смог мои сны растолковать.
1940,15 февраля — Дмитрий Дмитрук родился в с. Мнишин Гощанского р-на на Ровенщини
1945 — пошел в 1-й класс Мнишинской школы
1957 — сдавал экзамен по украинскому языку в медучилище
1960 — призвали в армию, служил в стройбате
1961, осень — комиссовали
1962 — поступил в Московскую духовную семинарию
1970 — под городом Ровно попал в аварию
1980, январь — приехал в Черкассы; во второй раз вернулся сюда в 1992-м
2002 — освятили самый большой в Украине православный Свято-Михайловский собор
2007 — начал строить в Черкассах колокольню в форме голубя
Комментарии