Юлия Паламарчук, 34 года, глава Всеукраинской молодежной общественной организации "Дети Тарара":
— Мой дед был ликвидатором аварии на Чернобыльской атомной станции. Отец вывозил людей из Чернобыля. В первый раз попала на Кубу в 1997-м по программе помощи. Летала туда шесть лет подряд больше чем на полгода. У меня была болезнь кожи — витилиго. На Кубе обнаружили еще несколько заболеваний, вылечили.
В 2001-м в лагерь "Тарара", где я была, прибыл Леонид Кучма с Фиделем Кастро. Все дети помчали к кубинскому лидеру. Охрана нас осторожно подтормозила. Тогда Кастро сказал: "Что вы делаете? Это же дети. Пусть подходят".
Мне было 12 лет и я имела немного лишнего веса. Была в первом ряду. Фидель взял меня на руки, посадил на колени. У каждого спрашивал, как себя чувствует, хватает ли еды. По окончанию встречи подходил к тяжелобольным детям. Говорил: "Я еще хочу сплясать на твоей свадьбе, поэтому держись".
По воскресеньям мы ждали мультиков. Как-то собрались перед телевизором. Выступал Фидель Кастро. Решили подождать 10–15 минут, когда закончит. Просидели 8 часов — сколько длилось выступление. Он увлекал.
Вокруг Кастро была какая-то аура. До его смерти чувствовала себя спокойно. Имела дедушку — Фиделя. Теперь появилось ощущение, что нужно взрослеть. Потому что до сих пор живу кубинскими воспоминаниями.
Юлия Панасюк, 36 лет, безработная:
— Видела Кастро, когда с Леонидом Кучмой приходил в лагерь, где лечилась. Все были в ступоре, что перед ними сам Фидель. Дети и мамы пищали от восторга. Кто-то пытался фотографироваться. Одна девочка отдала свое фото в музей Чернобыля. Ее мама оттолкнула немного охранника, прижала к команданте дочку и сфотографировала.
Фидель — это восторг, надежда. Тот кусочек Кубы был для нас маленьким раем. Нам давали вкусное апельсиновое мороженое, много фруктов.
Виктор Пасак, 74 года, президент Ассоциации дружбы "Украина-Куба":
— Фидель Кастро — величина мирового масштаба. В 1990-м по просьбе правительства полечить детей после Чернобыльской катастрофы сразу отозвалась Куба.
В том же году организовали два самолета с 237 детьми. Кастро лично держал каждого за руку, когда малыши сходили с борта.
В целом в Кубу на лечение летали 24 тысячи детей, из них — 400 онкобольных. Новый кубинский руководитель Рауль Кастро попросил Виктора Януковича о финансовой помощи. Не договорились. В 2011 году программа была закрыта.
Василий Терещук, 59 лет, бывший народный депутат:
— Несколько раз встречался с Фиделем Кастро. На конференции он выступал в течение нескольких часов. Всех заворожил. Никто никуда не выходил. К тому же он не читал текст с бумаг. Имел хорошую память на имена и цифры.
Комментарии