Ексклюзивы
среда, 23 мая 2012 00:15

"Я видел, как расстреливали и вешали людей. Поэтому тюрьму вытерплю"

Автор: фото: Михаил ПЕРКОВ
 

Хмельнитчанин Ярослав Сокил, 78 лет, - самый старый осужденный в Украине. 14-летний срок заключения отбывает в Райковецкой исправительной колонии №78 на Хмельнитчине.

В 1998-м он убил свою сожительницу 70-летнюю Янину. Ударил обухом топора по голове.

- Была у меня импортная жена, полячка, - говорит Ярослав Сокил. На нем темно-синяя роба и черные туфли. - 20 лет мы с ней прожили как один день. Я тогда работал рихтовщиком на автобазе. Приходил выпивший, а Янина очень этого не любила. Сразу милицию вызывала. Я не стерпел, ударил ее. Янину отправил на тот свет, а себя загнал в райковецкую камеру хранения.

В колонии 1600 осужденных.

- Я виновен, поэтому каюсь и ни разу не писал никаких просьб о помиловании. Конечно, в тюрьме нет ничего хорошего. Но я видел, как немцы и полицаи в 1941 году расстреливали и вешали людей. Поэтому тюрьму вытерплю, - говорит Ярослав Павлович.

В 1939-м его родители жили в Тернопольской области близ границы с Польшей.

- Когда Гитлер напал на Польшу, мне было 5 лет, - добавляет Ярослав Сокил. - Когда началась война с Союзом, я был 8-летним. Отец партизанил, в подрывной группе был. А наша хата стояла на краю села. Я брал два диска к ППШ, хлеб, яички, бидончик с молоком и шел километр к лесу, и по лесу еще 3. Там меня ожидал брат отца. Так я до 1944 года у партизан был связным. Очень боялся, потому что видел, как немцы помощников партизан стреляли, жгли и вешали. На меня никто не мог подумать, потому что я очень маленького роста. Ходил через поле напрямик, потому что на дороге стояли полицаи.

С 1956-го Ярослав Сокил служил во внутренних войсках.

- Энкаведистом я был, - понижает голос. - Но я об этом не распространяюсь. Здесь этого не любят. Три года на Донбассе срочной и два сверхсрочной отбыл. Дослужился до старшины. Ох, и девушек у меня было. "Думал я перелюбить всех девушек в Донбассе, теперь в Райковцах гуляю, все женщины в запасе", - цитирует собственную поэзию.

Заключенный пишет стихи. На работу не ходит, потому что на пенсии. Имеет подработку - по просьбе осужденных пишет письма.

- Душой я молод. Пишу стихи, читаю военные книги. И у меня скорее день проходит.

- Дед молодец, - говорит Андрей Козлов, 25 лет. Отбывает четырехлетний срок за разбой. - Он нам по просьбе стихи девушкам пишет. Я до таких слов никогда не додумался бы. Печатается в нашей газете. И так, если что-то нужно, то подскажет. Деда в тюрьме уважают.

Ярослав Сокил еженедельно ходит в церковь, которая действует на территории исправительной колонии. После освобождения планирует жить у знакомой.

- Выйду и поеду к Люде Кривченко. Ей всего 52 года. Она в городе Авдеевка Донецкой области работает заместителем директора школы. Пишет мне. Хорошая молодая женщина. Вот письма от нее, - показывает пачку.

В День Победы администрация исправительной колонии поздравила Ярослава Сокола как участника войны. 18 декабря его освободят.

- Ярослав Павлович совсем не приспособлен к жизни на свободе, - говорит 36-летний Олег Швец, заместитель начальника колонии по социально-воспитательной работе. - Ему действительно пишет младшая женщина. Если она его не возьмет, Ярославу негде будет жить.

Сейчас вы читаете новость «"Я видел, как расстреливали и вешали людей. Поэтому тюрьму вытерплю"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

12

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть