Бунтующая столица Украины не оставила равнодушными российских журналистов. В уходящем году самыми популярными неологизмами на страницах ее СМИ стали прямые заимствования из словаря украинских революционеров: "Евромайдан" (с большим отрывом первое место в рейтинге) и "титушки" (второе место).
Кроме лидеров рейтинга, на страницах российских СМИ зафиксированы: "майдановцы", "майдауны", "майданутые", "майданобайкеры" и "майданобайтеры", "майданофраза", "майданофил", "евросодом" и "таежный союз", - пишет adindex.ru.
Спомощью собственной системы медиапоиска и анализа (более 7 500 СМИ) аналитики Public.ru постарались зафиксировать неологизмы, авторскую креативную лексику и вернувшиеся обратно в активное употребление редко используемые слова, термины и выражения.
Слово "Титушки" произошло от имени украинского спортсмена Вадима Титушко, ставшего известным после нападения на журналистов, освещавших события акции оппозиционного протеста.
Симптоматичным выглядит тот факт, что гораздо чаще, чем в предыдущие годы, в СМИ стали использоваться слова "Москвабад", "азиатчина" и "Азиопа".
В этом же ряду неологизмов 2013 года, образованных от фамилий, стоят такие слова, как "пехтинг" (процесс разоблачения российских чиновников) и "мизулинг" (борьба с гомосексуализмом и педофилией, часто в искусстве, которая носит абсурдный характер), а также слово прошлого года, которое набрало еще большую популярность в уходящем, - "сердюковщина" (коррупция, злоупотребления чиновников и безнаказанность).
И наконец, замыкает тройку лидеров новояза-2013 слово "диссернет". В течение всего года СМИ активно публиковали громкие разоблачения в плагиате от интернет-сообщества, которое, по их собственному определению, "посвящает свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов" от образования и науки.
Как отклик на общественно-политические события года на страницах российских СМИ в 2013 году появились такие неологизмы как "Госдура", "экоузник" и "алкокурьер", "креакл" (креативный класс), а также выражение "закон подлецов" - именно так теперь называют закон против усыновления российских сирот американскими семьями.
В связи с обострившейся мигрантской тематикой на страницах СМИ зафиксированы новые словосочетания "антимигрантский рейд" (массовые драки с мигрантами) и "Бирюлевская овощебаза". Последнее теперь используется и в переносном смысле для обозначения места волнений на национальной почве.
Симптоматичным выглядит тот факт, что гораздо чаще, чем в предыдущие годы, в СМИ стали использоваться слова "Москвабад", "азиатчина" и "Азиопа".
Гастрономические новшества нашего времени нашли отражения на страницах СМИ в форме "митболов".
В сегменте технологических новинок в 2013 году лидером журналистского внимания стал "Йотафон" - российский двухэкранный смартфон. Приживется ли это слово в русском языке, зависит от устройства (например, к "ё-мобилю", о котором было много упоминаний в 2011 году, в 2013 интерес заметно угас).
Помимо общественно-политического вектора, другим традиционным каналом появления неологизмов на страницах СМИ являются заимствования из сети. Так, в уходящем году одной из самых модных соцсетей стал Инстаграм, который привнес в русский язык слова "лук", "лифтолук", "туалетолук", "дакфейс", а также "селфи" (фото самого себя, снимок-автопортрет), которое, однако, вошло в обиход российских журналистов только после того, как стало словом 2013 года по версии Оксфордского словаря. Ранее в российских СМИ вместо "селфи" использовалось слово "самострел", да и то нечасто.
Некоторые ранее известные слова приобрели в 2013 году особое значение, став знаковыми маркерами общественно-политических явлений года. Наибольший рост динамики упоминаемости терминов на страницах СМИ в 2013 году зафиксирован в системе Public.ru у слова "евроинтеграция".
"Очевидно, что популярность слова связанна с вступлением Украины в Европейский союз", - пишет российский сайт, не обьясняя, что о членстве в ЕС в Украине вопрос пока не стоял.
Не менее часто в предолимпийский для России год журналисты вспоминали и о "факелоносцах".
В течение 2013 года журналисты не раз припомнили власти "майские указы" и "духовные скрепы", однако обе идеологемы чаще использовались в СМИ в ироническом контексте.
Пенсионная реформа вызвала к жизни "пенсионную формулу", "пенсионный калькулятор" и "молчунов", а оппозиционеры и общественники заставили особенно часто звучать словосочетание "Болотное дело".
В связи с финансовым кризисом на Кипре резко возросло употребление слова "деоффшоризация", а также появилось словосочетание "киприоты-патриоты" (сокращенный вариант от "русские патриоты и русские киприоты").
Если в прошлом году всплеск упоминаемости был зафиксирован для группы слов, связанной с религиозной тематикой ("крестоповал", "православный патруль", "православие головного мозга", "православнутые", "кощунники" и "кощунницы"), то в 2013 на пике востребованности в СМИ оказалась гомосексуальная тематика: "антигейский закон", "гей-пропаганда" и "каминг-аут".
Еще одним информационным трендом 2013 года стало обсуждение "единого учебника истории" - в СМИ набрали популярность устойчивые словосочетания "иго Золотой Орды" и "Великая российская революция".
Комментарии
7