28-летняя киевлянка Вероника Досаева год назад основала компанию "МайМаффин". Через интернет продает кексы.
— Перед тем, как начать собственное дело, изучала, что из выпечки популярнее. Маффинов в Украине еще никто не делал, хотя такая выпечка популярна за рубежом, — рассказывает по телефону. — Долго думала, как продавать свою продукцию. Парень предложил делать это через интернет. Работать начинала дома. Сначала пекла небольшие партии по 10–12 штук. Заказывали выпечку на дни рождения или в подарок любимым.
Виктория по образованию финансист. Работала в компании "Данон Украина". Чтобы начать собственное дело, вложила 20 тыс. грн.
— Разработала концепцию своей фирмы. Определила, что буду выпекать, для кого эта продукция, как она будет выглядеть. Для мужчин в моем представлении должно было быть много орехов, шоколада. И никакого розового крема. Для детей — с минимальным количеством масла и крема, типа овсяных маффинов с орехами, изюмом. Для женщин — что-то красивое и диетическое. Придумала рецепт на основе банана. На всю выпечку поставила одну цену — 16 гривен. Это удобно, потому что человек выбирает вкусы, а не цену. Оптимально предлагать шесть-семь разновидностей выпечки.
Первые заказы получала раз-два внеделю, покупали максимум по 8–12 единиц.
— Наибольшая партия, которую готовила за раз — 180 штук. Для корпоративной вечеринки заказали шесть видов маффинов, соленых и сладких. С заказом управилась за день. У меня около 20 рецептов кексов. Классические беру из американских книг. Иногда объединяю несколько в один. Пять-шесть недель пробую, пока найду оптимальный рецепт.
Выпечку Вероники Досаевой заказывают рестораны.
— Если работаешь с заведениями питания, требуют, чтобы продукцию изготовляли в специальном цехе, а не дома. Некоторым заведениям я сама предложила продавать мои маффины. Кое-кто нашел меня через соцсеть. Много с кем познакомилась на кулинарных фестивалях. Если начинаю работать с компанией, приглашаю на производство, даю маффины на дегустацию. Ежедневно завозим небольшие партии до 20 штук, чтобы всегда были свежими.
Досаева нанимает курьера, трижды в неделю Веронике помогает кондитер. Рекламировать выпечку советует через соцсеть, устраивать акции, посещать кулинарные фестивали.
— Рисков по делу нет. Все готовлю на заказ. Когда что-то остается, угощаю знакомых, друзей. Отходов не бывает. Если не вышло что-то, перепускаю на крошки в блендере, потом использую в другой выпечке. Главное — не бояться рисковать. Можно выпекать хоть голубых петушков, если четко знаешь, что их будут покупать в определенном месте.
С мясом и ливером берут редко
Виннитчанка 60-летняя Анна Дубчак пять лет торгует жареными пирожками.
— Каждый день встаю в четыре утра, заколачиваю тесто. За 1,5–2 часа нажариваю сотню пирожков. Пакую в пластиковые контейнеры. В семь утра уже на точке. Имею своих клиентов. Знаю, кто, во сколько и какую начинку будет покупать. При себе всегда имею санитарную книжку. Но меня на базаре все знают, так и не спрашивают.
Ежемесячно Анна Васильевна имеет до 7 тыс. грн прибыли.
— Раз на месяц на опте покупаем 50 кило муки, литров 50 растительного масла. Картошку, капусту, лук и морковь выращиваю на даче. Из своих яблок и грушек варю повидло. Печеные пирожки не так выгодно продавать. Если за день не сбыла, то на следующий их никто не купит. А жареному пирожку можно вернуть товарный вид. Складываю в пакеты, подливаю немного воды — и в микроволновку. Становятся, как свежие.
Продавать такой товар выгоднее всего на автовокзалах. Охотно покупают с картофелем, капустой и горохом. С мясом и ливером берут редко.
— Чтобы торговать, договариваемся с хозяином базара, — рассказывает реализатор пирожков Елена. — Милиции тогда до тебя дела нет. Это если посреди улицы станешь, могут штраф впаять. Наш владелец — предприниматель, имеет все документы от санстанции. Завозит пирожки в два небольших магазина. Можно договариваться и с мини-маркетами, они тоже не имеют собственного производства. Столовые, кафе не берут.
Анна БОВА
Комментарии