— Рискнули всем, что имели. Вложили в ферму 65 тысяч евро (почти 2 млн грн. — ГПУ). Где-то год набивали шишки, но вышли на хороший результат, — говорит 38-летняя Ирина Юськевич. В 2017-м с мужем 37-летним Иваном основала ферму "Західний равлик" в селе Солонки Пустомытовского района Львовской области. Ежегодно продают до 25 т продукции в страны Евросоюза.
Доехать до фермы можно на автобусе из Львова за 7 грн. У ворот встречает хозяйка. Предлагает перекус и кофе.
— Впервые попробовала улиток на отдыхе в Греции в 2010‑ом. Тогда не понравился их специфический вкус, — рассказывает Ирина Юськевич. — Как-то заболела. Медики рекомендовали проводить больше времени на свежем воздухе. Во время прогулки по лесу стало плохо, села на пенек. Увидела улитку. В голове прозвучали папины слова: "Глянь под ноги, деньги лежат на земле". Тогда моллюсками еще никто не занимался, и мы ухватились за эту идею. Насобирали улиток, приготовили с мужем дома. Получилось вкуснее, чем в Греции. Интернет показал, что это может стать бизнесом. Продукт экологически чистый. Никакими препаратами нельзя стимулировать его рост.
Разводить улиток решили возле дома, выделили часть земли. Сначала они постоянно гибли. Не знали, как уберечь от жары и дождей. За три дня пропали 300 килограммов улиток. Тогда пожалела, что бросила работу ландшафтного дизайнера. Проработала успешно 12 лет. Сегодня понимаю, оно того стоит. Бизнес оказался прибыльный. Есть специальные фермерские сорта Мюллер и Максима. С мужем ездили в Польшу и страны Азии, чтобы научиться вести этот бизнес. В Польше он успешно развивается несколько лет. Там мы поняли, какие сорта улиток надо выращивать. Много путешествовали по Азии. Люди, потребляющие белковое мясо - улиток, личинок или лягушек, реже болеют онкологическими заболеваниями. Опыт, который там получили, применяем в Украине.
Чтобы запустить улиточную ферму, надо выложить где-то 120 тысяч евро (более 3 млн грн. — ГПУ). Мы потратили вдвое меньше. Я сама разработала все конструкции, а Иван сэкономил на техническом оснащении фермы. Рентабельность за год составляла более 150 процентов. Сейчас новички таких успехов иметь не будут. Минимум два года надо работать, чтобы отбить вложенные средства.
Иван Юськевич разгружает корм для улиток. Говорит, что болит спина. Обычно работают на ферме вдвоем с женой. В периоды сбора моллюсков нанимают 10-15 рабочих.
— Сначала был противником такого бизнеса. Пугал недостаток информации и отсутствие опыта, — говорит Иван Юськевич. — Кроме того, 15 лет имею строительную фирму. Трудно было приостановить старый бизнес и заняться новым. Возникали споры, моменты, когда опускались руки. Мы не считаем себя на 100 процентов профессионалами. Цель — качественный продукт. Делимся информацией с другими фермерами. За два года научили более 700 человек. Но в эту сферу ушла лишь треть. Если непрофессионально относиться к этому бизнесу, будут большие убытки. Например, даешь слишком много корма. Улитки остаются на открытом пространстве, не прячутся под дощечки. Прилетает птица, доедает корм, а потом — улитку. Если какой-то моллюск попробует мертвого, то подхватит инфекцию. Начнется цепная реакция.
Ирина Юськевич предлагает попробовать моллюсков. Приносит бокал розового вина, багеты, семь запеченных улиток под разными соусами. Также две тарталетки с мясом и одну с икрой улитки. Килограмм такой стоит 3200 евро. Моллюски на вкус напоминают вареный куриный желудок. Икра — как копченая оливка.
- Если насобирать улиток у грязной реки, то можно отравиться. Моллюски часто выпасаются на участках, загрязненных свинцом, кадмием, ртутью. Эти вещества способствуют развитию онкологических заболеваний, — добавляет Ирина Юськевич. — Мы четыре раза в год делаем сертификацию продукции. Чтобы подтвердить, что наши улитки экологически чистые.
Моллюски растут восемь месяцев. В инкубаторе заставляем улиток проснуться от зимней спячки. Для этого увеличиваем температуру, влажность. Кормим, чтобы восстановили утраченную за зиму массу и начали спариваться. На двухэтажных стеллажах могут разместиться до 25 тысяч улиток. Они питаются зеленым кормом, смесями из овса, пшеницы, кукурузы. Едят много. Каждый вечер моем стеллажи, засыпаем корм. Важно отделить новорожденных улиток от икры. Потому что тот, кто вылупится первым — поест остальное. В зависимости от погодных условий, ускоряем рост моллюсков или приостанавливаем.
Сначала этот бизнес был прибыльнее. Сейчас многие новые фермеры создают конкуренцию и сбивают цену. Еще лет пять будет интересно работать в этой сфере. Продукцию сбываем в Европу оптовыми партиями. Там не хватает моллюсков, потому что запрещено их собирать в лесах. А местные фермеры не могут обеспечить спрос.
3 туристические группы, как минимум, бывают еженедельно на ферме "Західний равлик" в селе Солонки Пустомытовского района Львовской области.
— Мы не искали поддержки от государства. Финансово местная власть не помогала. Но консультировали, направляли в правильное русло, — говорит Ирина Юськевич. — Было тяжело работать с ветеринарными службами. Львовское управление туризма предложило сделать на ферме туристический центр. Мы себя в этой сфере не видели, но решили попробовать. Еженедельно к нам наведываются три-четыре группы туристов. Много иностранцев. Также приезжают фермеры из Европы для обмена опытом.
Комментарии