"На Галичине в праздничную корзину кладут все — и пасху, и яйца, и колбасу, и ветчину. На Восточной Украине этого нет. Только пасха и яйцо. И это правильно. Нельзя нести в храм мясо, когда лежит плащаница", — говорит 61-летний Павел Кочкодан, священник православной церкви Покровы Богородицы Киевского патриархата во Львове.
Львовяне верят, что отец владеет даром исцелять душу. В беде приходят к нему за благословением.
Отец, как вы готовитесь к Пасхе?
— Исповедовался. Мы, священники, перед Пасхой исповедуемся у самого старшего из наших отцов. А если хотим в течение года — то друг у друга. У нас здесь в церкви три священника, — отец проводит в|до| собор Покровы Богородицы. Храм возвышается на небольшом холме на ул. Саксаганского. — В день Пасхи служба начнется в полночь — и дальше до девяти утра. Я в этом году буду служить с 12-и до трех ночи. Потом приду домой подремаю до 9.00, и будем разговляться. Жена и дети поедут в село Большие Дидушичи Стрыйского района, откуда я родом. Вообще пасхальная литургия должна начинаться на рассвете, как только сереет, час четвертый. Потому что сказано, что женщины шли с миром к гробу Иисуса на рассвете. В давней украинской традиции так и было. Помню, семилетним мальчиком мать брала меня за руку, в другую — пасхальную корзину, и мы шли в церковь. А потом выходишь на улицу — и солнце взошло. Как символ, что Христос воскрес.
Пасхи святить лучше на рассвете на Пасху или в субботу?
— Конечно, лучше, чтобы пасха святилась уже под песнопение "Христос воскрес". В субботу таких песен еще не поют. Поэтому в селах люди пусть несут корзины на рассвете. В городе, конечно, посвятить корзины такому количеству народа в воскресенье мы бы не смогли.
В субботу еще строгий пост?
— Я знал старушку, которая ежегодно последний раз ела в Чистый четверг перед возложением плащаницы, — и не кушала ничего в пятницу и субботу. Только в воскресенье разговлялась пасхой и яйцом. Прожила 94 года. Но дело не в еде. Если меня спрашивают, что можно есть, я всегда отвечаю: не ешьте друг друга. И не пейте кровь друг друга.
После Пасхи ходим на гробы наших родственников. Откуда такая традиция?
— Это называется радоница. Значит — радость нести. Мы несем нашим умершим радость, что Христос воскрес. В это время вместе празднуют церковь воюющая — на земле, и церковь торжествующая — на небе. Идем к гробам людей, которых мы любили. А любовь не умирает.
Не ешьте друг друга. И не пейте кровь друг друга
Во Львове планируют построить крематорий. Иначе под кладбище придется отдать 180 гектаров земли. Представители духовенства против. Почему?
— Церковь выражает уважение к человеческому телу как вместилищу духа. В течение жизни над телом осуществляют священные ритуалы — крещения, миропомазания. Захоронение в земле — достойный финал, а кремация — насилие над телом. Представьте себе, сколько бы мы потеряли, если бы сожгли всех святых, отдыхающих в Киево-Печерской лавре.
Хотя для Господа значения не имеют, сожжено было тело или нет. Он воскресит всех, даже из маленькой пылинки.
Есть версии, что душа после смерти летит по длинному коридору, видит необычный свет, переживает неземные ощущения. Также перед концом за секунды еще раз пересматривает все прожитое. Как церковь это объясняет?
— Церковь не отрицает исследования ученых и свидетельства людей, переживших клиническую смерть. Это еще раз доказывает, что конца нет. В том мире нас ждет вечная жизнь. Но там совсем другое измерение, уже отсутствуют понятия времени, расстояния, пространства. Апостол Павел говорит, что "и глаз того не видел, и ухо не слышало, что Господь приготовил для тех, кто любит его". И человек, увидевший это состояние блаженства, уже тяготится земной жизнью. Души во время клинической смерти не хотят возвращаться на землю. Здесь наука и религия сходятся.
Что будет делать человек в вечности: мы сможем и дальше учиться чему-то, чем-то заниматься?
— Нет, все наши достижения на Земле. Душа успокоится созерцанием Божьей славы в Господе.
Комментарии
3