Белых великанов, бельгийских оберо в и английских бабочек разводит 35-летний Степан Колтак из села Рясне-Руске Яворивского района Львовской области. Породистых кроликов мужчина привозит с выставок в Словакии и Германии.
— Увлечение от отца передалось, — рассказывает Степан. — Он больше 30 лет разводил кроликов. Во времена Союза возил их по выставкам. — В Стрые, Полтаве покупал бельгийских фландро в — когда-то это была очень модная порода. Сейчас эти кролики непопулярные — европейцы вывели новые, усовершенствованные.
Степан ведет во двор. Возле дома стоят деревянные, покрытые коричневым лаком клетки. На дверцах висят таблички с названиями пород их обитателей. Указано время, когда самки должны рожать.
— Все "номера" — одноместные, потому что кролики любят просторные апартаменты, — улыбается Степан и бежит отворять калитку приятелю.
Львовянин Владимир Гожельный, 41 год, тоже выращивает кроликов. Вместе со Степаном ездит за животными за границу. Самцов мужчины покупают одного на двух.
— В последний раз за рубежом были в середине декабря, когда еще не нужны были шенгенские визы, — говорит Степан. — Теперь покупаем на Закарпатье у знакомых, они ездят в Венгрию с загранпаспортами.
Степан берет белого великана.
— В паспорте указано, что его папа — немец, — гладит животное по голове. — На выставке в Словакии он 95 баллов из 100 набрал! У него идеальный вес — 8 килограммов. И уши такие, как должны быть, — 22 сантиметра. Самца вырастил словацкий кролевод Детмен Юрген. Мы за него дали 150 долларов.
— Если бы кролик хоть на килограмм весил больше, а уши были длиннее, то была бы нехватка, — добавляет Владимир. — Самцы не должны быть большие, потому что не смогут добросовестно выполнять основную функцию, — улыбается.
Вытягивает из клетки серого массивного бельгийского обера.
— Оберы могут быть большими — до 10 килограммов, — говорит он. — Этого мы купили несколько дней назад за 200 долларов. На него тоже документы есть.
Кролеводы шутят, что на конкурсе красоты среди кроликов их мини-фермы побеждают бабочки — белые кролики с черными симметричными пятнами.
— Это мясная порода, — говорит Степан. — У них тоже есть свой стандарт: полосы на позвоночнике — 3 сантиметра, носики — черные.
Самки рожают по 10–12 крольчат. Степан и Владимир оставляют шесть-семь, остальные приходится топить — крольчихи не могут выкармливать всех. Выращенных кроликов мужчины продают. За взрослого просят в среднем 500 грн, а за трехмесячного — 150.
— Больше теряем, чем зарабатываем, — разводит руками Владимир. — Не можем продать кроликов во Львове по таким ценам, как покупаем за рубежом. Вот недавно отдали белого самца за 75 гривен. За такого в Словакии вдвое больше платим. Наши люди покупают кроликов в основном на мясо, а не для разведения.
— Не думали создать во Львове клуб любителей кроликов? — спрашиваю.
— Хотелось бы иметь и клуб, и выставочный центр, но у нас нет настоящих кролеводо в. Есть только любители, которые утром покупают кролика за 200 гривен, а вечером продают на 100 дороже. И им безразлично, какой он породы.
Комментарии
9