В селе Тячевские Лазы Тячевского района Закарпатья в урочище Черная вода из-под земли бьют три уникальных источника целебной воды. Она настолько насыщена сероводородом, что приобрела черный цвет.
Сероводородная вода с присущим запахом "тухлых яиц" подходит для лечебной косметологии, при заболеваниях кожи. Источник — питьевой буркут с привкусом сероводорода — используют для лечения желудочно-кишечного тракта, печени и поджелудочной железы. Еще два рекомендованы при ревматических заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при болях в суставах и мягких тканях.
Возле источников на территории близко одного гектара 10 лет назад местные предприниматели 43-летняя Мария и 50-летний Юрий Ключкеи построили базу отдыха "Черная вода".
Супруги показывают нам туристический комплекс. В заведении — 12 спальных номеров. На первом этаже две ванные комнаты и мини-бассейн. Там отдыхающие могут принять ванны из черной воды. Похожее лечение проводят только в известном закарпатском санатории "Синяк" в Мукаче вском районе. Правда, там лечение и проживание стоят в несколько раз дороже.
— Дебет воды позволяет наполнять двенадцать ванн в день, — рассказывает Юрий Ключкей. — Однако и на них спроса нет. Люди ценят "Черную воду" за хорошую природу, не зная, что именно вода чрезвычайно целебна. После дождя она немного мутнеет, стает коричневатой, — показывает на бассейн со светло-коричневой водой. — В сухую погоду вода очень черная.
В 70-х годах прошлого века местный колхоз построил в урочище Черная вода оздоровительный комплекс всесоюзного значения. Однако в начале 80-х его закрыли.
— В 1997 году мы приехали сюда на шашлыки, — присоединяется к разговору жена Ключкея Мария Васильевна. — Здесь были одни руины бывший турбазы и много змей. Мы решили расчистить местность и построить дачу для себя и работников наших предприятий: маслодельни и мельницы. А после загоре лись желанием создать базу отдыха. Построили котеджные домики на 36 мест, баню, сауну, открытый бассейн, ресторан, магазин. Однако невыгодно стало здесь работать. У нас уже нет ни желания, ни сил, — вздыхает.
Стоимость отдыха в "Черной Воде" — 35 гривен с человека за суточное проживание в полулюксе
— Только в прошлом году вложили 200 тысяч гривен, — жалуется Юрий Юрьевич. — Пришлось продавать один корпус киевлянам, ресторан — другому инвестору. Уже два года подряд принимаем школьников на летний отдых, чтобы как-то компенсировать затраты. Все портит дорога. Туристы, услышав, что нужно ехать 15 километров по разбитой ямами дороге, выбирают турбазы ближе к центральной трассе. А на реставрацию дороги нужно три миллиона гривен. Единственная надежда, что новые владельцы корпуса, киевляне, выбьют деньги на ремонт дороги. Потому что до сих пор ожидаем отдыхающих — "дикарей" — прие дут-не приедут — как на море. Хорошо, что зимой, на Новый год, есть туристы со столицы.
Частыми гостями базы стали местные жители окружающих сел, приезжающие на выходных с семьями пожарить шашлык на природе. Однако владельцы турбазы хотели бы в первую очередь развивать лечебную часть.
— Никто не знает, какие подземные запасы сероводородной воды, — замечает Юрий. — Исследовать — дорогое удовольствие. Как-то пробовали искать пресную воду: где не начинали геологи бурить — везде черная вода. Здесь бы можно хороший санаторий организовать.
Стоимость отдыха в "Черной Воде" — 35 грн с человека за суточное проживание в полулюксе и по 50 грн — за номер-люкс. В популярном закарпатском санатории "Синяк" проживания с лечением и питанием достигает сотни гривен.
Турбаза "Черная Вода" окружена лесом. Напротив главного корпуса — загадочная черная скала. Ключкей допускает, что именно здесь на неопределенной глубине формируются запасы сероводородных вод.
Село зарабатывает на фруктах
Село Тячевские Лазы с населением 4,8 тыс. жителей расположено в 8 км от райцентра. Подавляющее большинство людей выехали на заработки в Чехию, Португалию, Киев, Одессу, Москву. Оставшиеся зарабатывают на яблоках и сливах. За селом почти сотня гектаров садов.
В сезон, когда хорошо родит, село зарабатывает на фруктах 2–3 миллиона гривен, — хвастается местный предприниматель Юрий Ключкей. — Однако в этом году урожая не будет — все вымерзло.
Комментарии
3