Учительница начальных классов школы села Варваринцы Теребовлянского района на Тернопольщине 26-летняя Любовь Грынькив ведет уроки только для одной ученицы — первоклассницы Марийки Лашок.
В селе 501 двор и 2,5 тыс. жителей. Четыре года назад в местной школе училось 176 учеников. Сейчас — 101. В самом большом девятом классе — 20, в четвертом — 5, в первом — одна Марийка.
— Рождаемость небольшая, — говорит заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Оксана Гаврищук, 32 года. — Молодые выезжают на заработки в Испанию, Италию, Польшу.
Мы зашли в класс Марийки Лашок на урок рисования. В маленьком помещении две парты, учительский стол и небольшой шкаф.
— Мы специально все переоборудовали для одной ученицы, — рассказывает Любовь Грынькив. — В прошлом году в этой комнате был кабинет "Просвіти".
Когда я обратилась к Марийке, она спряталась под парту. Учительница еле уговорила ее вылезть.
— Она общительная, — объясняет Любовь Иосифовна, держа Марийку за руку, — но чужих стесняется. Маричка не привыкла к коллективу. Очень привязана ко мне. Часто говорит: "Вы моя подружка, а я ваша". Делится всеми тайнами.
— Как легче работать: с классом или с одной ученицей?
Она общительная, но чужих стесняется
— Седьмой год в школе, но с таким не сталкивалась, — рассказывает Любовь Грынькив. — С классом проще. На перемене дети общаются между собой, играются, бегают, а Марийка не отходит от меня. В столовую идем вместе. В учебе все внимание к ней. Работаем по индивидуальному графику, часто делаем маленькие перерывы.
Марийка уже не прячется за спину учительницы, но руки ее не отпускает. На вопрос, какой урок любит больше всего, тихонько отвечает: "Физкультуру и рисование". После того как показала свои аппликации, согласилась сфотографироваться.
— Я рисую всякие дома, — впервые улыбнулась девочка, сев за парту.
— Марийка будет одна до четвертого класса. Из соседнего села Налужжя, где в школе только начальные классы, через четыре года придут дети. У девочки есть еще брат в шестом классе, но он учится в Струсовской школе-интернате. А Маричку родители отдали сюда. Ее семья занимается частным хозяйством: выращивает живность и сеет свеклу.
Село Варваринцы расположено в долине реки Серет в 25 км от Тернополя и в 15 — от Теребовли. Известно тем, что здесь родился скульптор Михаил Паращук, автор памятника Адаму Мицкевичу во Львове. Газ в село еще не провели. Когда-то работал спиртзавод, колхоз. Селяне живут с продажи овощей и сахарной свеклы. Почти 30 домов в селе стоят пустыми. Между соседними селами четкой границы нет. С юга к Варваринцам прилегает село Струсов, с севера — Налужжя. С высоты птичьего полета выглядит, словно одно большое село, потому что все три уже переходят дом в дом.
— Это также одна из причин, почему в нашей школе учится меньше детей, — рассказывает Любовь Грынькив. — Половина школьников из Варваринцев ходят в Струсов в среднюю школу и школу-и нтернат. Некоторым к струсо вской школе ближе.
В интернате в основном дети тех, кто уехал на заработки. Там бесплатное питание, общежитие. На выходные бабушки и дедушки забирают учеников домой.
В сентябре впервые за 10 лет в варваринско й школе оборудовали класс зарубежной литературы. На средства международного проекта "От сердца к сердцу" фонда Девида Слайда приобрели новую мебель.
— Компьютеров у нас нет, — говорит Оксана Гаврищук. — За собственные средства директор школы приобрела б/у, стоит сейчас в учительской. Его старенький принтер печатает только один экземпляр.
На Тернопольщине перестали существовать две школы
— Судьбу школ, где учатся по двое –трое детей, решать обществу, — говорит заместитель начальника управления образования Тернопольской облгосадминистрации Оксана Пихурко, 40 лет. — В области закрыли две школы — в Охримовцах Збаражского района, где учился только один ребенок, и в Вовчкивцах Зборовского района, где школу посещали два ученика. На сельских собраниях общество проголосовало за закрытие. Родители считают, что детям лучше ходить за 4 километра в соседнее село, где есть большие классы.
Сельский совет может не разрешить закрыть школу, и мы вынуждены будем выделять средства для одной ученицы.
Я считаю, дети, с которыми учителя занимаются индивидуально, социально неадаптированы. Они не уверены в себе, замкнуты. Им потом сложно в старших классах.
Комментарии