Ексклюзивы
понедельник, 19 марта 2007 15:59

В Дермань ездит конная скорая помощь

Автор: фото: Елена ВЛАСОВА
  Фельдшер Петр Шмань (первый в светлой куртке) и извозчик Василий Конюшик ежедневно преодолевают на конной ”скорой” десятки километров
Фельдшер Петр Шмань (первый в светлой куртке) и извозчик Василий Конюшик ежедневно преодолевают на конной ”скорой” десятки километров

В селе Дермань Здолбуновского района Ривненской области работает единственная на Полесье конная скорая помощь. Автомашина сельской амбулатории отъездила двадцать два года и развалилась. С июня медиков к больным возят на подводе.

Коней при амбулатории держат больше тридцати лет. Местность в Дермани холмистая, на некоторые хутора машина не проедет, потому что погрязнет в снегу или грязи.

Дерманская амбулатория обслуживает села Дермань Первую, Борщивку и Бущу, больше чем 3,5 тыс. жителей. До Бущи и Борщивки  добираться 12 км. В хорошую погоду кони доезжают за 40 минут. В метель — за полтора часа. В экстремальных случаях "скорую" вызывают из райцентра.

Экипаж конной "скорой" — это извозчик Василий Конюшик и фельдшер Петр Шмань. Иногда на конях ездит детский врач.

— Это Вита, а это Кася, — гладит по спутанным гривам своих любимцев 43-летний Василий Конюшик. Работает в амбулатории два года. Минимальную зарплату получает от сельсовета.

— Утром в пять встану, напою водой, засыплю сена или овса — и транспорт готов. За день бывает до шести–восьми вызовов. Всегда боюсь, что не успеем доехать вовремя, — говорит извозчик.

На коней денег сельсовет не выделяет, корм для них медики сами заготовляют. Возле амбулатории 40 соток огорода. Выращивают кормовую свеклу, овес. Обрабатывают огород медсестры.

— Домик сельской амбулатории когда-то принадлежала острожскому пану. В 1924-ом в ней праздновал Новый год писатель Улас Самчук, - рассказывает 55-летний фельдшер Петр Шмань. Крестьяне с уважением его величают Абрамовичем. — Вот беда, часто ремонтировать приходится, а денег никогда не хватает. Крыша догнивает, стены сырые.

Петр Абрамович докуривает во дворе сигарету и заходит в амбулаторию. Увидев в коридоре растерянную бабку, расспрашивает о здоровье.

— Никакая машина "скорой" не подойдет — нужно авто повышенной проходимости, — продолжает фельдшер. — И просторное, чтобы положить носилки с лежачим больным. Новый УАЗ стоит около 70 тысяч гривен.

Петр Шмань выдвигал свою кандидатуру на главу сельсовета

— А как в темную пору к больному ехать на вызов?

— Ночью кони не поедут, потому что свалятся от усталости. Если случается срочный вызов — под дом к Шманю приезжают на своей машине, — рассказывает Конюшик. — В трех других селах есть фельдшерско-акушерские пункты. Однако Шманю крестьяне больше доверяют.

Петр Шмань выдвигал свою кандидатуру на главу сельсовета. Крестьяне его не выбрали.

— Вы не подумайте, что мы его не любим. Напротив, все за него горой стоят. Но если он уйдет, кто нас будет лечить? Потому и не пустили на председателя, — говорит 40-летняя Людмила Саенко. — Шмань все может, хоть роды принять, хоть ногу срастить. Трижды пробовал поступить в медицинский институт, но проваливался. Только училище закончил, стал у нас фельдшером. Женился на враче Татьяне.

Шмань с женой добивались машины в областном управлении здравоохранения, ходили к главе райгосадминистрации Светлане Николиной. Новую машину дерманцам обещают прислать уже в следующем квартале. Но крестьяне не очень верят обещаниям власти.

— Нужны селу машины. Два года назад у меня открылось сильное кровотечение. Я бредила и уже еле дышала. Давление было 40/20. Это было зимой в пять утра, — вспоминает почтальон Тамара Бендюк, 40 лет. — Дорога скользкая. Соседский шофер и Татьяна Шмань повезли меня в метель в районную больницу. В больнице говорили, если бы не машина, живой не довезли бы. Кони бы не успели.

Люди тут небогатые. Дерманцы остались без работы после того, как закрыли сахарный завод в Мизоче. Крестьяне живут продажей картофеля и молока, ездят по заработкам.

— Дермань всегда славилась яблоками. Грузовиками везли в Ленинград, Москву. Еще двадцать лет назад за один сезон на яблоках и грушах можно было заработать на "жигули", — хлопает в ладоши врач Татьяна Шмань. Она на три года младше мужа. — Теперь на машину не заработаешь.

Министерство выделило сто миллионов гривен на санитарный транспорт

Заместитель главного врача Здолбуновского района Ривненщины Олег Сумко, 45 лет, о конной "скорой" рассказывает неохотно.
Не делайте из того проблемы! Ну есть коньки, так они гужевой транспорт — дрова, уголь подвезти. Фельдшер может взять сумку и пешком зайти, может велосипедом поехать. А вы ищете нездоровую сенсацию, — возмущается Сумко. — В амбулаторию только что привезли новое оборудование на 58 тысяч гривен — электрокардиограф, кварцевую лампу, жаровой шкаф для стерилизации инструментов, еще много чего. Поверьте, они не бедствуют. А машину "скорой" пришлют уже через несколько месяцев — в этом году  министерство выделило сто миллионов гривен на санитарный транспорт.

Сейчас вы читаете новость «В Дермань ездит конная скорая помощь». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть