Село Залесье расположено на границе трех районов Тернопольщины — Козивского, Бережанского и Зборовского. Из всех благ цивилизации здесь только электричество. Магазин закрыли 5 лет назад. Медпункт не работает. Единственный стационарный телефон выключен.
Населенный пункт принадлежит Конюховскому сельсовету в Козивском районе. В советское время Залесье называли то хутором, то селом, то улицей. Хотя "улица" расположена на расстоянии 6 км от села Конюхи.
Вместе с 75-летней Марией Сушник идем в Залесье. Тропинки нет. Ориентируемся в лесу по направлению. Дорога занимает около двух часов.
— Тяжело найти себе применение тут. Все старые, никуда почти не ходим. Кто помладше, то за 4 километра за продуктами в Годов (село в Зборовском районе, — " ГПУ") ходит. А так нужно семью ждать. Если много работы, то и по месяцу никого нет, — рассказывает Эмилия Сингалевич, 73 года.
Из 25 домов, построенных в 50-х годах, заселены 17. Живут одни пенсионеры. Когда-то они работали в колхозе. Получают по 530 грн пенсии. В последний раз ребенок родился в 1991 году.
— Хлеб закончился, так караваев напекла, — угощает кислым молоком и пирожками с картофелем Миля Федоровна. — Сейчас жатвы, некогда готовить. В доме ничего нет. Когда дождь, так и свет на два дня пропадает. Тогда холодильник течет. А что это за продукты будут, если их несколько раз разморозишь?
Сельская улица граничит с лесом. Автобусы сюда никогда не ходили.
— Хорошо, хоть в Годов проложили каменную дорогу. Теперь добраться сюда на машине можно. Раньше не раз бывало, что застревали в болоте, — вспоминает Мария Сушник. — А как-то овин у одних людей загорелся. Так залесчане сбежались и вместе потушили. Потому что пока бы пожарники из Козова за 40 километров доехали, ничего бы не осталось.
— Уже три дня голова кружится. Не знаю, пониженное давление или повышенное. А медсестры я уже давно не видела, — жалуется 70-летняя Евгения Грунтовская. — Когда голова болела, выпила какую-то таблетку. А потом родственница приехала и говорит: так это же от температуры!
Неподалеку начинают прокладывать новую дорогу Хоростец–Конюхи–Потик.
— Возле Залесья будет 5 км дороги. Планируется и одновременная газификация села. Но подведение газа к каждому дому у владельца должны быть средства. А там же же одни старики. Больших денег у них нет. Пока отказываются от газа, — говорит сельский председатель Николай Цидило, 51 год.
Залесчане надеются, что их наконец соединят с миром.
— Хорошо будет тем, кто останется. А я уже никуда не войду. Даже пай не оформляла, потому что до сельсовета далеко, — жалуется пенсионерка. Она еле ходит, опирается на палочку. — Нужно корову продать, уже нет сил доить. Но за дом вывожу пастись. Совсем сил нет.
Идем к дому, в котором когда-то были магазин, школа и медпункт. Везде висят замки. Из окна без рамы и стекла видно большую кучу сена, сушащегося на солнце.
— Работы нет. Сыну Володе уже 17. Немного учился в техникуме в Поморниках. А теперь в Киев на строительство с мужем ездит. Армию ждет, — подходит к группе 37-летняя Светлана Маркив. — С тех пор как мой сын родился, больше в селе детей не было. Получается, мой самый младший здесь.
Говорят, в Залесье будет или заповедник, или курорт. Селяне беспокоятся, не заберут ли у них лес. Тогда они останутся без топлива на зиму.
— Как эту дорогу начали делать, так наш огород забрали. А там же 30 соток было. Новых наделов теперь не дадут — неоткуда, — переживает 71-летняя Анастасия Ничиник.
Приходим к 84-летнему Иосифу Холундовичу. Он самый старший житель села.
— Когда здесь лучше всего вам жилось? — спрашиваю.
— Как был молодой и здоровый, — вздыхает мужчина. — Когда-то была советская власть, сейчас Украина. Все меняется. Хорошо, когда внуки на лето приезжают. А затем снова одни остаемся.
75-летняя Мария Колодка до сих пор ждет сына. В 1987 году он пошел служить в Афганистан.
Комментарии