- Трамваями не пользуюсь 20 лет, с тех пор, как оказалась в инвалидной коляске, - говорит львовянка 40-летняя Наталия Курило. - У старых посредине есть ручка, не проедешь. В новых моделях вход просторнее, но посадка высокая. Без посторонней помощи внутрь не попадешь. Надо, чтобы кто-то на руках поднимал в коляске и заносил в салон.
Общаемся на ул. Сахарова. Городской совет обещает установить здесь на двух остановках специальные платформы, с помощью которых люди на колясках смогут попасть в трамвай. Наталия соглашается прогуляться по улице, чтобы посмотреть, насколько она приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Говорит, об обустройстве остановок на Сахарова платформами не слышала.
- В идеале всю остановку должны были бы поднять до уровня пола трамвая. Потому что зная наших водителей, толку будет мало. Остановит дверями мимо платформы, попробуй докричись, чтобы отъехал в сторону.
Подъезжает трамвай. Ступеньки на полметра выше уровня земли. Без посторонней помощи попасть внутрь на коляске невозможно.
- Вам помочь подняться? - спрашивает человек в черной кепке. Остальные пассажиры не обращают внимания на Наталию.
Направляемся на противоположную сторону улицы. Асфальт на остановке побит, с ямами. Наталия должна постоянно смотреть вниз, чтобы объезжать препятствия. На светофоре загорается зеленый свет. Помогаю выехать на пешеходный переход с высокого бордюра.
- Эту улицу отремонтировали перед Евро, - говорит Наталия. - Должны были бы поставить пологий заезд на тротуар, не больше 2 сантиметров высотой. А что сделали? В центре разработали свой маршрут, по каким улицам передвигаться. Но водители паркуют автомобили где попало. Часто едешь по знакомой улице, а там тротуар полностью перекрыла чья-то машина. А как быть слепому человеку? Улица, на которой я живу, вообще грунтовая. Иногда такие ямы образуются, что переворачиваюсь на землю. На такси у меня денег нет. Раньше работала в реабилитационном центре "Источник", могла два раза в месяц себе позволить вызывать машину. Теперь получаю только пенсию.
В нескольких метрах от перехода - аптека. Слева от лестницы приделан 2-метровый металлический пандус. Наталия пытается на него заехать. Несколько минут силится, подтягивается за металлические перила. Но выбраться наверх не удается.
- Не понимаю, зачем они такие пандусы делают, - вздыхает. - Только для галочки? Но средства на это потрачены, труд. Могли бы сделать его на 2 метра длиннее, чтобы был пологим. Часто бывают закрученные пандусы или под углом почти 90 градусов.
Добираемся до ближайшего продуктового магазина. Чтобы попасть внутрь, нужно подняться на четыре высокие ступеньки. Ни пандуса, ни звонка, с помощью которого человек мог бы вызвать продавца, нет.
- В таких магазинах даже покупать ничего не хочется, - едет дальше. - Магазинов с пандусами мало. Если надо попасть внутрь, машу в окно продавцу. Если заметит, выйдет. Могут и прохожие помочь. Но это унижает, стыдно. В центре есть всего два кафе, где мы с друзьями можем свободно передвигаться - "Креденс" и "Опера-пассаж". "МакДональдс" только один нормальный - на проспекте Чорновила. Продукты покупаю на рынке или в больших супермаркетах. Там обычно есть все необходимые условия - пандусы, лифты. С директором ближайшего рынка имела отдельный разговор. После того обустроил заезды.
Комментарии