
На околице Львова, на Сбоищах, под открытым небом стоит печь. Местные жители уже и не помнят, кто и когда построил ее. Говорят, какой-то цыган больше века назад. Перед Пасхой ромы пекут в ней куличи. В течение недели, до Страстной пятницы. Утром — одни, после обеда — другие. За очередью следит 56-летняя Евдокия Коломбай. Баба Дуся живет рядом в маленькой старой хате.
— То не моя хата. Я приезжая. Чья она? Да толком и не знаю. Того цыгана, чья и печь. Но он уже умер. А дом откупил украинец, — говорит Евдокия.
От дороги двор отгораживают старые зеленые ворота. Хозяйка как раз умывалась возле колодца. На ней легкий халатик, тапочки. Густые черные волосы заплетены узлом.
— Я здесь полгода. Украинец пустил меня сюда жить, а сам куда-то исчез. Но это не надолго, потому что скоро дом должны развалить и построить на этом месте большую многоэтажку. Что будет с печью? Не знаю.
Каменная печь стоит рядом, у самой дороги.
Как "запищит", значит хорошо
— Недавно только спекли куличи, — объясняет женщина. — Теперь очередь семьи барона. Скоро придут его невестки. А он уже умер. Вон там жил, — показывает на соседний роскошный кирпичный дом. — Ой, я через те куличи уже еле дышу. Скорее бы Пасха, честное слово. Каждый Божий день с утра до вечера приходят люди. Они только дрова дубовые в мешках приносят, а печь я же сама растапливаю. Где-то два часа нужно топить, пока крыша в печи побелеет. Тогда уже можно ставить куличи. Пекут в несколько заходов, кто сколько. Бывает по 14 штук. Но в печь много не поместится. Вы же знаете, у нас куличи большие, — улыбается и идет в комнату. — Сейчас покажу свой, я уже испекла.
Кулич цыганки 60 см в высоту, душистый, румяный. Чтобы на него замесить тесто, нужно 10 кг муки, 180–200 яиц, 4 кг сахара, 1,5–2 кг масла, 2–3 пачки маргарина, 0,5 л сметаны, 1 л молока, 3 пачки дрожжей, соль, ванилин, изюм по вкусу. Вымесить это все сможет не каждый. Некоторые женщины зовут на помощь сильных мужчин. Месить нужно долго, часа три. Перед этим следует хорошо вымыть руки, одеться во все чистое, голову повязать косынкой, чтобы волосы не упали. И главное — не забыть перекреститься.
— Тесто должно быть такое... — цыганке недостает слов. Женщина разводит руками. — Оно аж "пищать" должно. Как "запищит", значит хорошо.
Накладывают тесто в специальные длинные формы. Дно и стенки выстилают плотной бумагой, густо смазанной маслом, чтобы легко отставал. Чем выпечка выше, тем лучше. Некоторые куличи цыганок достигают метра. Низенькие делают разве что для детей. По традиции первым кулич в печь должен поставить мужчина. Он тоже крестится.
— Пока печется, мы сидим себе на скамейке и ждем, — говорит баба Дуся. — Вчера немного согрешили. Шел дождь, холодно было. Чтобы согреться, по 5 граммов выпили. А так ромы очень строго постятся. Перед Пасхой обязательно все исповедуются. Едят постную картошку, квашеные огурчики, помидоры. А уже как пост закончится... Столы ломятся. Начинаются "разгуливания".
Первым кулич в печь должен поставить мужчина
Святит куличи ромы в православной церкви поздно вечером. Идут целой общиной. После — все на кладбище. На каждую могилу выкладывают все, что в корзине принесли: куличи, яйца, яблоки, конфеты, колбасу. А в воскресенье с самого утра на кладбище начинаются "разгуливания". Все дружно накрывают праздничные столы. Едят, пьют, гуляют, плачут, поют.
— Сначала едим яйца, — рассказывает баба Дуся. — У нас есть такое соревнование: друг с другом бьемся вареными яйцами. У кого разобьется — тот проиграл.
Гуляют ромы три дня. Потом до Проводов отдыхают. А там — следующие "разгуливания", опять на кладбище.
— О, приехали, — говорит баба Дуся. Возле двора остановились синие "жигули". Из дверей выходят двое крепких мужчин и три женщины. Несут к хате кастрюли, формы, тесто в посуде. Громко разговаривают по-цыгански.
— Кареспанденти? — смугловатый цыган прошел мимо меня.
Пока женщины хозяйничали в кухне, мужчины курили на улице. Заодно за порядком следили.
Попрошаек ромами не признают
На Сбоищах во Львове в 11 особняках проживают около 80 цыган. Много их построились в Малехове (село за Львовом), Руданцах, Кукезове (в Каменко-Бусском районе). Руководит общиной ромов барон. Его решению никто не имеет права противоречить. Бароном становится самый старый и самый мудрый мужчина. Он хорошо думает, справедливо судит. На Сбоищах барон умер несколько лет назад. Нового до сих пор не избрали.
Львовский рома называет себя украинским. Разговаривают по-украински, по-ррусски, по-цыгански. Говорят, что в каждой стране есть свои ромы. Тех цыган, которые попрошайничают, львовские цыгане не признают. Говорят, это "закарпатские бедняки".
Комментарии