— Инсулины, онкопрепараты, противотуберкулезные средства, тот же куросурф больницы должны получать бесплатно, — рассказывает. — Но возникают нюансы. Предположим, госбюджет приняли с опозданием, с опозданием провели тендер. За это время запасы инсулина исчерпались. Вот и появилась проблема. Как было в этом конкретном случае, комментировать не берусь. Пусть суд это выясняет.
Бесплатная медицина в Украине — это лишь декларация. В Польше, где 36 миллионов населения, на здравоохранение выделяют 44 миллиарда евро. А у нас на 46 миллионов людей — 30 миллиардов гривен. 90 процентов из этих денег идут на зарплату, энергоносители, питание. На одно койко-место выделяют 1,5–2 гривни в день. Заведения покупают самое необходимое — спирт, реактивы для лаборатории, средства для наркоза.
За роды в Тернополе нужно заплатить 100 долларов. При прохождении комиссии, которая подтверждает инвалидность, — треть от суммы помощи.
— Зарплата молодого медика — 800 гривен. И если состоятельный пациент может отблагодарить врача, пусть платит. Другое дело, когда тот требует деньги. Это уже поле для деятельности правоохранительных органов. Проблема в том, что наши пациенты не борются за свои права. Большинство выбирает вариант заплатить. Если бы было одно-друге обращение в прокуратуру, то в третий раз уже не требовали бы.
Говорят, некоторые медики договариваются с фирмами-производителями и выписывают пациентам лекарства их производства.
— Если врач предлагает купить что-то у него, или в конкретной аптеке, советую его услугами не пользоваться.
Сколько нужно платить врачу, чтобы он не брал взятки?
— При теперешних ценах — не менее 1000 долларов. Наши специалисты массово выезжают работать в Россию, Беларусь. Там зарплата 600–800 долларов. А в Европе можно еще больше заработать, ухаживая за престарелыми или детьми.
Как улучшить финансирование медицины?
— Кроме бюджетных денег, нужно привлекать средства страховых компаний, добровольные пожертвования, гранты. Финансирование нашей медицины нужно перевернуть с ног на голову. Сейчас большинство средств идет на содержание больниц. Чем крупнее заведение, тем больше финансирование. А сельские амбулатории получают мизер. Должно быть наоборот. Если в первое звено обращается 1000 больных, то здесь же 700 и должны вылечить. Только 200 направить в районную больницу, меньше сотни — в область, несколько человек — в научно-исследовательские институты. Распорядителем средств должен быть именно тот первый врач, к которому попадает больной.
Частная медицина себя оправдывает?
— Дискуссионный вопрос. Однажды я с личными проблемами попал в киевскую частную клинику. Пришлось просто уйти оттуда, потому что врач сознательно давал неправдивую информацию — так зарабатывал деньги. В то же время в другой клинике все было на высшем уровне — суперсовременное оборудование, электронная запись на прием, электронная амбулаторная карточка, квалифицированный персонал. В стране должны быть и государственные, и частные заведения.
На должность главного врача Львовской областной клинической
больницы назначили 51-летнего Михаила
Гичку. Он пообещал навести порядок в помещениях медзаведения и устранить
взяточничество. До тех пор возглавлял областной диагностический центр.
Начали с реанимации. На реконструкцию из областного бюджета нам выделили 109 тысяч гривен. Их не хватает, прошу еще 300. Обращаюсь к начальнику управления здравоохранения, губернатору, — говорит Гичка. — Обязательно должны облагородить территорию. Асфальт нужно постелить на дорожках, клумбы озеленить. Большая беда с крышей больницы, нужно менять покрытие на всех 22 корпусах. Надо заменить старые трубы и окна, через которые уходит зимой тепло. Отремонтировать туалеты, а то приезжают из-за границы гостьи и стыдно, что там постоянно что-то капает, валится. На все это нужны колоссальные средства. С нового года буду ездить в министерство, говорить о проблемах, просить денег.
Врачей, которые будут требовать взятки, обещает наказывать.
Как только пришел, сразу предупредил коллег, что с этого времени могут забыть о взятках, — говорит Михаил Михайлович. — Все, кому такое правило не нравится, могут идти в другие медицинские структуры. Пациенты, у которых будут требовать деньги, пусть сразу обращаются ко мне. Я найду способ, как наказать взяточников.
Комментарии
4