"Самые лучшие заработки возле супермаркета "ВАМ" на Научной, — рассказывает 17-летний ученик вечерней средней школы во Львове Игорь Рубанский. — В день можно и сотку заработать. Люди подают вещи, продукты. А однажды какая-то женщина подарила сразу 160 гривен".
Игорь живет с 70-летним дедушкой Тимофеем Григорьевичем. Отец школьника умер, маму полгода тому назад лишили родительских прав. 50-летняя Галина Рубанская выпивала, не занималась воспитанием детей.
— Нам очень не хватало денег. Я подзарабатывал грузчиком на Шуваре, просил под "ВАМом". Попрошайничали компанией из восьми человек. У всех жизнь не сложилась. Теперь там одни малолетки стоят, — вздыхает парнишка. — Мама у меня не забирала заработка, только на выпивку просила.
Парень говорит, что сейчас лето, возле магазинов полно детворы. Они не ходят в школу, убегают из интернатов. Должны зарабатывать.
Игорь с 14-летним товарищем Александром Гирищуком ожидает бесплатный обед от благотворительного фонда "Каритас-Львов УГКЦ". Саша тоже не находит общий язык с матерью.
— Она совсем не интересуется моей жизнью, — Гирищук опускает вниз глаза.
Ребята садятся за раскладные столики, едят гречку с мясной подливой и квашеными огурцами. В одноразовых стаканчиках остывает кофе.
"Каритас-Львов УГКЦ" разработал проект "Помощь детям улицы". На протяжении четырех лет ежедневно работники фонда развозят еду обездоленным детям. Голодные сходятся к стоянкам на улицах Рясне, 1 и Владимира Великого.
— Образ жизни родителей выгоняет детей на улицы просить милостыню, — считает 30-летний Богдан Билан, координатор проекта "Помощь детям улицы". — Такие несовершеннолетние делятся на две группы: безнадзорные и беспризорные. Беспризорными занимается власть. С безнадзорными тяжелее. Их родители целыми днями работают, дети убегают из школ и начинают уличную жизнь. Они объединяются в группки просителей. Нередко безнадзорных подбирают преступные группировки.
У многих малолетних просителей родители злоупотребляют алкоголем. Голодные дети убегают из дома, оказываются на улицах. У других — родители, чтобы прокормить семью, работают на двух-трех работах. У них не хватает времени заниматься воспитанием. В школе у детей из-за плохой одежды и нехватки денег возникают комплексы. На улице они находят единомышленников.
— Заботимся подростком, который убегал из дома, потому что не имел собственного уголка, — говорит Билан. — Там в одной комнате общежития живет четыре семьи. Ребенок чувствует себя обделенным.
Часто родители вынуждают собственных чад просить милостыню или попрошайничают вместе. Просители с младенцами на руках усыпляют их специальными медицинскими препаратами.
— Встречали родных братьев и сестер, которые возле Лычаковского кладбища мыли машины, — вспоминает Билан. — Кормили их. Выяснилось, что они с отцом живут в центре города. Мужчина служил в Афганистане. Он решил дать жизнь стольким детям, сколько его товарищей погибло на войне. Самую молодую доченьку изолировал от мира. Она начала отставать в умственном развитии. Мужчина ходил с ней по разным структурам и требовал деньги. Вынуждал девочку просить милостыню на улице.
Малолетние попрошайки имеют постоянные места "работы". Одни собираются возле церквей. Но заработки здесь хорошие только во время воскресной литургии. Другие — на вокзалах. Спят по подвалам, на скамьях в парке. В свободное время нюхают клей, выпивают. Часто конфликтуют с прохожими, чем привлекают внимание стражей порядка.
— Двое наших подопечных уже попали в следственный изолятор, — говорит Богдан Билан. — Дети улицы агрессивно реагируют на критику прохожих. "Чего вы здесь стоите? В школу не ходите", — воспитывают их. И если галицкую даму после замечания они пошлют, то выпившего мужчину хорошо отдубасят. А это уже криминал.
Комментарии