Из 100 известных замков Украины 34 расположены в Тернопольской области. От большинства из них остались одни руины.
— Только пять сохранены в хорошем состоянии, были на реставрации. Это Збаражский, Тернопольский, Ягильницкий, Будановский и Белокриницкий, — рассказывает Ярослав Пелехатый, 50 лет, из управления градостроения и архитектуры Тернопольской облгосадминистрации.
В заповедник "Замки Тернопольщины" входят еще семь оборонных сооружений. Это Теребовлянский, Микулинецкий, Кривченский, Скала-Подольский, Пидзамочек, Язловецкий и Золотопотицкий замки.
— Все они нуждаются в средствах хотя бы на консервирование тех руин, которые остались от прежнего величия. Речь идет о миллионах гривен. Но из государственного бюджета в этом году на них не выделено ни копейки, — продолжает Ярослав Емельянович. — Их никто не охраняет, местные разбирают стены на кирпич.
Язловецкий замок XVI в. когда-то был важнейшим оборонным сооружением восточной части Речи Посполитой. Стены толщиной 4 м.
Крепость расположена на высоком холме в селе Язловец Бучакского района. От твердыни с четырьмя башнями и многоярусным бастионом остались руины. Хорошо сохранена въездная арка в стиле барокко, а также отстроенный в XVIII в. замковый дворец.
Местные жители верят, что сразу после сооружения крепости стена дала трещину. Тогда местные знахари посоветовали замуровать у нее живого ребенка. Поговаривают, если прийти вечером и прислонить ухо к стене, слышен детский плач.
Рассказывают, гетманский род Язловецких вымер на протяжении трех веков. Гиероним Язловецкий вел разгульный образ жизни, часто вызывал девушек в крепость. Как-то католический священник пришел к нему, чтобы вразумить. Но над словами священника посмеялись и даже остригли ему бороду. Священник проклял этот род.
В селе Невицкое возле Ужгорода приходит в упадок замок ХІІІ в. Он уникален потому, что его не перестраивали со времен Средневековья.
Остатки стен расположены на горе вулканического происхождения возле сел Невицкое и Камяница. Археолог Александр Дзембас говорит, что до сих пор неизвестно, какой вид был у крепости.
— Где-то по европейским архивам должна быть хоть какая-то средневековая гравюра, — предполагает. — Но для этого нужно ехать в Вену и другие города. У замка нет хозяина. В советские времена его назвали руиной, потому юридически не оформили. Международные фонды готовы инвестировать деньги, но не с кем заключить соглашение.
До 2000 года на территории замка были непролазные чащи.
— Волонтеры расчистили все, — говорит Дембас. — Теперь ежегодно сюда приходят 100–150 тысяч туристов.
В советские времена обустроили областную психиатрическую больницу
В центре поселка Олика Киверцовского района Волынской области расположен замок давнего литовского рода Радзивиллов. Искусствоведы называют его украинским Лувром.
Замковый комплекс раскинулся на 2 га. Он образован насыпными валами с четырьмя угловыми бастионами. Двор застроен кирпичными корпусами — двух -, трех — и 4-этажными.
В советские времена в них обустроили областную психиатрическую больницу N2. В настоящее время здесь лечат больше 300 душевнобольных. Работают 500 жителей Олики.
Желтая штукатурка помещений замка осыпается. Стены поросли мхом, кое-где — деревцами.
Замок в Олике начал сооружать Николай Радзивилл в 1558 году.
Последний прямой потомок князя Доминик Радзивилл умер в 1813-ом. Он был полковником наполеоновской армии. За участие в антироссийской военной кампании его лишили возможности пользоваться имением в Олике.
— Институт "Западпроектреставрация" подсчитал, что на возобновление замка нужно около 32 миллионов гривен, — рассказывает Василий Ворон из управления культуры и туризма Волынской облгосадминистрации.
Сейчас ремонтируют один из корпусов дворца, который больница не использует. Вложили 500 тыс. грн областных средств.
— Мы надеемся, что в перспективе психиатрическую больницу отселят в новое помещение, — говорит Ворон. — Оно может быть построено в этом же поселке.
Несколько лет тому назад потомки рода побывали-таки в Олике. Увидев дворец, княгиня горько заплакала, пожертвовала $20.
— Кто-то из Радзивиллов остался жив, — продолжает Василий Ворон. — Знаю, что они имеют семейные связи с кланом Кеннеди.
На холме поселка Клевань Ривненского района расположен замок XV в. За его стенами сохранились две пятиконечные каменные башни, три флигеля.
Во дворе — кучи мусора, обломки стекла, керамической плитки и дерева. Окна разбиты, стены облуплены.
— Там опасно ходить. Может и пол провалиться под ногами, — предостерегает 22-летний Иван Полищук, местный житель. — Здесь временами собирается молодежь и напивается. Рисуют на стенах краской матерные слова и разные глупости.
Сооружение построил в 1475-ом луцкий князь Федор Чарторийский.
В советские времена здесь действовал пересылочный пункт Народного комиссариата внутренних дел. Потом сюда перевели школу механизации, а впоследствии — врачебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.
В 1988 году замок опустел и начал разрушаться. Специалисты говорят, на реставрацию нужно минимум 10 млн. грн.
Прошлой зимой мимо Клевани проезжал президент Виктор Ющенко. Залюбовался руинами и остановил кортеж, чтобы осмотреть замок.
Дворец Фредро-Шептицких реставрируют студенты
Дворец семьи Фредро-Шептицких в селе Вишня Городокского района Львовщины восстанавливают украинские и польские студенты.
— Ни одной копейки областных средств, — говорит Тарас Возняк из областного совета. — Мы координируем, Краковский политехнический делает проект, привлекает меценатов. Пятикурсники "Львовской политехники" сделали обмеры и реставрировали одну комнату.
В двухэтажном здании с 12 га парка 70 лет размещается ветеринарный колледж аграрного университета.
— Люди удивляются, что в фойе исторического имения висят стенды со способами размножения рогатого скота, — говорит директор колледжа Дмитрий Клебан, 53 года. — Когда будут деньги на реставрацию всего дворца, мы готовы перейти в новый наш корпус.
В имении жили украинская семья Шептицких и польская Фредрив. Дед Андрея Шептицкого граф Александр Фредро был польским комедиографом. Его дочка София, мать патриарха, вышла замуж за Ивана Шептицкого из украинского рода.
При реставрации руководствуются дневником Софии Фредро. Она описывает мебель, где какие картины висели.
Леся МЕЖВА
Комментарии