11 экипажей истребительной авиационной бригады в Ивано-Франковске первыми в новом учебном году среди Воздушных Сил Украины начали ночные тренировки. Пилоты будут летать в непогодь, изучать сложные элементы техники пилотирования.
— В 2007-м снизилась интенсивность полетов по сравнению с прошлым годом. Тренировки летчиков зависит от количества топлива, которое закупает Министерство обороны, — говорит заместитель командира авиационной бригады летной подготовки подполковник Сергей Васильев, 39 лет. — Четыре тонны топлива хватает самолету на час.
В Украинской армии авиаторы-истребители на вес золота. В советское время обучение курсанта обходилась государству в 100 тыс. рублей. В настоящее время затраты никто не подсчитывает. Подполковник допускает, что нужно около 200 тыс. грн. Чтобы стать летчиком первого класса, нужно летать как минимум 70 часов в год на протяжении 5 лет. Сдавать экзамены по теоретической подготовке.
Наибольшая проблема Воздушных Сил — материально-техническая база.
— Наш тренажер, который имитирует самолет, в настоящее время в нерабочем состоянии. Его обслуживала вычислительная машина, занимающая два кабинета, — подполковник Васильев разводит руками. — В кабине тренажера приборы показывают, будто ты взлетаешь. Слышно гул, но тренажер не двигается. Техника старая, нужны новые модели тренажеров.
В настоящее время в Ивано-Франковске почти 30 самолетов-истребителей МиГ -29 1983 года. Кроме них, на аэродроме стоят недействующие модели Су-25 и Су-24.
— Закупить новые самолеты стране не по силам, — продолжает подполковник Васильев. — В нашей части самый новый истребитель — 1991 года. Парк можно было бы модернизировать за счет старой техники.
Военные сегодня переходят в гражданскую авиацию
В прошлом году по программе военной подготовки на взлетной полосе ивано-франковского аэродрома военные выполнили 24 смены.
— Смена длится семь часов. Это время для полетов. Но до 5 часов идет на техническую подготовку. Вместе выходит до 12 часов ежедневно. К полету готовятся связисты, обслуживающий персонал, — говорит подполковник. — Проводили сборы в Николаеве на базе аэродрома Кульбакино, ездили на аэродром Озерное под Житомиром. К нам также приезжают летать.
Сергей Васильев постоянно летает. Показывает фотографии с сентябрьских учений в Крыму. Вспоминает, что там пилотов одели в герметические костюмы оранжевого цвета, выдали специальную обувь.
— Их выдают, когда полеты проводят над морем и температура воды ниже 16 градусов. Чувствуешь себя в нем как поплавок, потому что костюм дутый, — смеется мужчина.
Тренировки летчиков проводят в сложных метеорологических условиях.
— В случае боевых действий никто не будет делать поправку на время и погодные условия, — объясняет работник Западного регионального медиацентра Министерства обороны подполковник Тарас Грень, 39 лет.
Сергей Васильев разворачивает журнал с расчетами сумерек на дни полета:
— В ночные дежурства заступают лишь те летчики, которые налетали часы днем. Зимой ночь для летчиков начинается приблизительно в 17.00.
Чтобы организм легче переносил физические перегрузки, авиаторы должны хорошо питаться — ежедневно не меньше 350 г мяса, 15 г шоколада, сок или свежие фрукты.
Летают подальше от населенных пунктов. В учебном классе Васильев показывает карты, берет несколько маленьких самолетиков со стеллажей. Демонстрирует, как взлетает самолет.
— Разрабатывают направления для разных высот. Летаем до 3 тысяч метров над землей. Чем ближе к суходолу, тем сложнее пилоту. В случае возростания риска меньше времени остается на принятие решения или катапультирование, — объясняет Сергей Васильев. Фотографировать военные карты на столе мне запрещают. — Во время учений выполняем сложные элементы: петли, бочки, виражи.
От наклона самолета зависит сложность полета. Наклон до 60 градусов считают простым. Если направить самолет под большим углом — это высший пилотаж. У пилотов существует классификация мастерства. Наивысшая — летчик-снайпер.
В Украине учат летчиков в Харьковском университете Воздушных Сил.
Военные сегодня переходят в гражданскую авиацию, потому что там больше платят. Васильев говорит, что через несколько лет Украина может "остаться без неба".
Комментарии