В прошлое воскресенье во дворе старинной кузницы в селе Лисичеве Иршавского района Закарпатской области состоялся Всеукраинский фестиваль кузнечного искусства " Гамора-2007". За два дня свыше 60 кузнецов выковали стелу в виде дерева.
Кузница "Гамора" в Лисичеве работает со второй половины ХVІ в. Оборудование в ней — с конца ХIX – начала ХХ в., с тех пор, как сооружение перестроили. В продолговатом желтом здании есть две больших комнаты — в одной металл куют, в другой — правят и доводят. На фасаде кузницы установлена табличка: "В апреле 2006 года кузницу посетил Президент Украины Виктор Ющенко".
Снимает кузницу Виктор Петровций, 50 лет. Он дает работу двум кузнецам — 58-летнему Михаилу Пилипчинцу помогает 54-летний Иван Мелеш. Крестьяне куют мотыги, лопаты, рогачи, виноградные сапы, подковы для лошадей.
Кузнец Михаил утром зажигает уголь в большой печи. Щипцами держит над пламенем кусок железа. Разогревает его, пока тот не начинает алеть и шипеть. Потом машет деревянной ручкой — приводит в движение большое водяное колесо на реке Лисичанке. Вода уже четвертый век поднимает тяжелый молот, под который Пилипчинец ловко подсовывает кусок железа. Хорошо выбитый лемех кузнец правит и подтачивает в соседней комнате на станке. За 20 мин. мотыга для виноградника почти готова.
В кузнице Пилипчинец работает с 1985 года. Говорит, что металл и уголь покупают в магазинах. За месяц кузнецы могут выковать до тысячи изделий. Больше всего заказывают мотыги для копания картофеля. Готовые изделия сдают оптом в магазины, мотыги продают по 15 грн, лопаты — по 18. Кузнец Михаил говорит, что иногда приходится ковать металлические заборы. Квадратный метр такого заказа стоит 50 грн.
Самым старым кузнецом "Гаморы" в Лисичеве считают 80-летнего Людвига Ламера. В кузнице крестьянин работал из послевоенных лет вплоть до 1982-го.
За месяц кузнецы могут выковать до тысячи изделий
— Одно из первых зданий "Гаморы" в 1872 году строил еще мой прадед-немец с инженерами, — говорит бывший кузнец Людвиг. — Здесь когда-то работало девять молотов, делали всякие нужные в хозяйстве орудия. А в 1920 году теперешнюю кузницу от строил мой отец Лайош Ламер. Больше всего делали мотыги. Полуторакилограмовые возили в Берегово — копать виноград.
Новых кузнецов в Лисичеве Людвиг Ламер не признает.
— Нет теперь добрых мастеров, — говорит дед. — Еще один на пять лет меня младший в Нелипине, а один на год старший — в Иршаве. А молодые ни чо не стоят.
Кузница "Гамора" в Лисичеве работала до конца 1980-х годов. Потом кузнечество в селе пришло в упадок. Кузница держалась только на энтузиастах. Здание частично разрушили паводки в конце 1990-х годов. Но крестьяне во главе с Виктором Петровцием взялись возродить "Гамору". Через год после наводнений зажгли горнило. Сейчас кузнице присвоен статус музея.
— Это единственная в Европе водяная кузница, которая работает, — хвастается сельский голова Лисичева Владимир Продан. — Похожая, но "мертвая" есть в Германии. В 1930-х годах "Гамора" была одним из четырех крупнейших металлообрабатывающих предприятий Подкарпатской Руси. Уникальность кузницы в том, что она совместила в себе три производственных эпохи: ремесленную, потому что есть здесь мастер и подмастерье, мануфактурную, потому что есть деление труда, и фабрично-заводскую, потому что частично труд человеческих рук заменяют механизмы.
Владимир Продан говорит, что крестьяне уже не могут обходиться без своей кузницы.
— Коней к нам приводят ковать со всех окружающих сел, — ведет дальше Продан. — А мотыги у нас лучшие во всей округе. Магазинные в селе не признают, потому что они тяжелые — до килограмма потянут. А наши из кузницы — легенькие, аж любо ими копать. Но мы хотели бы еще как-то туристов привлечь к кузнице, чтобы крестьяне могли заработать себе какую-то копейку. Потому что в селе нет ни одного предприятия. Зарабатываем разве что на ягодах и грибах.
Молодых кузнецов в Лисичеве нет.
— Пробовал здесь работать один 17-летний парень, — говорит сельский голова. — Но и он выехал на заработки в Москву — должен семью кормить.
Комментарии