73-летний Иосиф Музыка уже полвека не выезжает из города Добромоль Старосамборского района Львовской области. Воздух соляных шахт помог ему вылечить туберкулез костей. Врачи сомневались, что он вообще когда-то станет на ноги.
В 19 лет Иосиф работал электриком на Бориславской электростанции. Там ему на левую ногу упал электрический столб. После удара болели ноги и спина. А через два года мужчина вообще перестал ходить.
— Я обратился в Дрогобычский тубдиспансер, там меня направили в туберкулезную больницу в Мостиском районе, — рассказывает Иосиф Михайлович. — Пролежал там четыре месяца. Врач обещал за сезон вылечить, а после развел руками.
Лежащего Музыку отвезли назад в Добромоль. Но и местные врачи не смогли помочь. Дали направление в санаторий. Здесь он неподвижно пролежал пять лет. За это время окончил четыре последних класса вечерки-десятилетки.
— Та учеба была интересной, — рассказывает мужчина. — В школе дети выходят к доске, что-то пишут. А мы все делали лежа.
— Там была сильн ейша я школа, — поддерживает разговор жена, 70-летняя Алла Музыка. — Учителя были очень требовательны, потому что считали, что больным хватает времени, чтобы подготовиться к урокам.
Алла Ивановна окончила Первомайское медицинское училище в Николаевской области. Из села Рощаховка Бобринецкого района Кировоградской области приехала в Добромоль на практику в санаторий.
— Нас тогда 19 человек сюда направили, — вспоминает она. — Я с девушками в общежитии жила. Иосиф самым капризным был. Все ему не так. То недоволен, что мясо жирное принесла, то не так подала. А сам лежал и все на мои ноги смотрел. И предложил стать его женой.
Алла согласилась. Их расписали. Она долго скрывала это, от подружек из общежития паспорт прятала. Со временем все рассказала, домой матери телеграмму отправила.
Он неподвижно пролежал пять лет
— Когда о нас все узнали, меня вызывала начмед санатория и говорит: "Что ты сделала? Ты что, не понимаешь, он — инвалид на всю жизнь?". А я ей: "Что сделала — то сделала. Значит, буду с инвалидом".
Алла вывозила мужа в инвалидной коляске в соляные шахты. Иосиф дышал свежим соляным воздухом.
— Через два года лежащего режима я почувствовал значительное облегчение, — говорит он. — Уже не болел позвоночник, на ноги на костылях потихоньку начал становиться.
В санатории у Аллы и Иосифа родился первенец. Мальчика назвали Сергеем.
— Хотел, чтобы меня быстрее выписали из больницы, — продолжает Иосиф Михайлович. — Как вдруг сильно левое колено забол ело . Сделали пункцию, двести м ил ил итр ов жидкости выкачали — и снова лежащий режим. В кровати играл на гитаре, мандолине. Перед медицинским персоналом санатория выступал в оркестре лежащих больных.
— А я верила, что воздух соляных шахт, озерная вода и спокойный семейный микроклимат помогут ему стать на ноги, — говорит Алла Ивановна. — Нужно только терпение.
Через пять лет Иосифу разрешили на костылях ходить по палате. Впоследствии отпустили домой. Дали инвалидность первой группы.
Молодой семье в Добромоле дали государственный дом при санатории. Со временам Иосиф и Алла выкупили жилье. Живут в нем до сих пор.
— Мы никуда из Добромоля не выезжали. Врачи говорили, что, если бы не воздух соляных шахт, Иосиф не смог бы ходить, — заверяет Алла Ивановна.
Сначала муж сидел дома, присматривал за маленьким Сережей. А через год устроился на местный резиновый завод. Через девять лет у Музык родился второй сын, Александр.
— А мне все легче и легче становилось, — говорит Иосиф Михайлович. — Впоследствии дали вторую группу инвалидности, а в этом году — третью. Если кто-то скажет, что я кривой, подам в суд. Я ногу прямо держу, а не криво.
Комментарии