В девятиэтажном общежитии Луцкого высшего профессионального училища N9 на ул. Банделиани две недели назад забаррикадировались десятеро мужчин. На окна прикрепили решетки, металлические входные двери закрыли на замки. Никого не впускают. Сами залезают в здание через балкон на втором этаже.
— Мы приведем сюда детей и будем ночевать здесь, пока нам не выдадут ордера на квартиры, — кричит сквозь разбитое оконное стекло окна упитанный небритый мужчина. Называться отказывается.
Здание общежития разделено на два крыла с отдельными входами. В одном живет 186 студентов училища, другое реконструируют под "малосемейки". В отремонтированных комнатах уже две недели нет воды, канализации и электроэнергии. Именно там и забаррикадировались инвесторы. Семь лет назад они вложили деньги в ремонт комнат в обмен на одно- и трехкомнатные квартиры. Вместо этого дирекция училища отменила инвестиционные договора и через суд отобрала комнаты.
— Здесь оставаться неправомерно, вы хотя бы милицию впустите, — зовет под балконами участковый инспектор Федор Дроздик, 37 лет. В ответ — брань.
Пустое общежитие захватили в первый день учебного года. С раннего утра с красного "москвича" выскочили мужчины с ломами, сорвали дверные замки и закрылись в правом крыле. На глазах перепуганных студентов-поселенцев устроили ссору с преподавателями училища. Те прибежали освобождать захваченные комнаты, потому что сами претендуют на 48 спорных квартир.
— Они умышленно дождались 1 сентября, чтобы закатить скандал для телевидения и газет, — возмущается комендант общежития Нина Кравчук, 42 года. — Родители первокурсников не захотели вселять детей в комнаты. Как? Здесь взрослые дерутся!
Конфликтная ситуация сложилась в 2001 году, когда по стенам общежития поползла паутина трещин. Комиссия горисполкома признала дом аварийным и приказала педагогам немедленно начать ремонт. Однако у училища не было денег.
Директор Галина Хомик, 50 лет, предложила привлечь к ремонту инвесторов. Мол, даете деньги на капремонт — получаете реконструированные квартиры в общежитии. Однокомнатное жилье оценили в 15 тыс. грн, трехкомнатное — в 30 тыс. грн. На протяжении 2002–2004 лет Хомик заключила инвестиционные соглашения с 28 клиентами. Среди них — ниодного работника училища.
Галину Хомик приговорили к пяти годам условно
— Директор принесла мне соглашение, говорит: "Подписывай, будешь иметь квартиру". Но знакомый юрист отговорил, потому что договор не гарантировал ни статуса жилья, ни права на его получение, — рассказывает преподаватель училища Надежда Бундзюк.
В 2005 году Галину Хомик поймали на взятке, освободили от должности и приговорили к пяти годам условно. Новый директор Валерий Овсянников упразднил сомнительные соглашения, приказал инвесторам прекратить ремонт и пообещал возместить им израсходованные средства. Недоремонтированные жилища отдали безквартирным преподавателям училища, которые создали жилищный кооператив "Вера".
— Мы не говорим, что являемся владельцами этих квартир. Мы кооператив, который проводит реконструкцию части общежития под квартиры, — объясняет председатель кооператива Алексей Андриюк, 53 года.
Инвесторы предъявили иск в суд, но проиграли дело. Квартиры тем временем в который раз перепланировали новые владельцы. Однако инвесторы, среди которых сыскались родственники местныхвысокопоставленных чиновников, подали апелляцию в Министерство образования. В Луцк из столицы разбираться приехала комиссия во главе с начальником департамента профтехобразования Лариса Крячко.
— Мы не поддерживаем иск областной прокуратуры на отмену договоров, но просим суд защитить государственное имущество, — сказала Лариса Крячко на встрече с инвесторами.
В конце 2005 года заместитель прокурора Волынской области Василий Куренда возбудил уголовное дело против бывшего директора Галины Хомик за превышение служебных полномочий. Через год Луцкая городская прокуратура закрыла дело из-за отсутствия состава преступления. Это прибавило надежды разуверившимся инвесторам. Даже тем, кто отказался от квартир и получил возмещение. Люди пошли штурмом на общежитие, выгоняя из жилищ новых владельцев.
— Я претендую на одну из квартир, но не могу туда войти, — говорит столяр училища Николай Кот, 40 лет. — С четырьмя детьми ютимся в комнатке на 16 "квадратов", хотя вложил в ремонт нового жилья 25 тысяч гривен!
Стоим под стенами общежития с Николаем и группой преподавателей училища.
Пытаемся дозваться к инвесторам, которые прячутся за окнами. Через полчаса в дверях ржавого балкона на втором этаже мелькнула крепкая фигура.
— Зачем стоите, бегите в милицию! Они нас обманули и вас заодно. Одну избу два раза не продашь, — слышен громкий бас.
Жильцов выселили после 40 предупреждений
Месяц назад исполнительная служба Луцкого горрайонного суда выселила из студенческого общежития профессионально-технического училища N2 сразу три семьи, которые прожили по чужим углам почти 20 лет без прописки и ордеров. Никто из них не работал в училище. Каждых полгода жильцов предупреждали о принудительном выселении. После официального решения суда семьи перебрались в купленные загородные дома.
Комментарии