
"Мы в страхе ждем весну. Потому что сейчас огонь снег и дождь гасят, а когда потеплеет — вся долина будет гореть. По ночам дежурить нужно, чтобы дом не загорелся, — говорит 63-летний Василий Зварич из села Лесная Слободка Коломыйского района на Ивано-Франковщине".
Семья Зваричей живет в небольшом доме на окраине села. В 20 м от их подворья горит газовый факел.
— Пожилые люди рассказывают, что в 1950-х геологи здесь серу искали. На этом месте что-то бурили. С тех пор газ начал просачиваться, — говорит жена Василия, 59-летняя Наталья. — Еще недавно мы тому дармовому газу радовались, готовили еду для скота. На ту дыру, откуда газ сочился, ставила четыре кирпича и чугунную плиту, сверху корыто с водой. Через несколько минут вода закипала. Я засыпала какую-то кашу или картофель — еда была готова вмиг.
Со временем пламя расширилось на несколько метров. Два года назад будку, построенную Зваричами для приготовления еды скоту, от давления разорвало.
А после прошлогоднего июльского наводнения долину, где просачивался газ, размыло.
Дом Зваричей негазифицирован. Хозяева отапливают дровами.
— Сейчас газовых пузырьков — везде, куда ни стань. Под ногами подожжешь — горит. Мы здесь живем, как на пороховой бочке, — жалуется Наталья Зварич. — Страшнее всего то, что оно уже к дому начало подбираться. Даже боюсь печь растапливать, а вдруг оно где-то там накопилось — и как рванет! Со мной сын с невесткой и ребенком жил — ушел, страшно за малыша.
— В колодце клокочет, как в вулкане, жена за водой через дорогу бегает, — говорит Василий Зварич. — И мы дышим той гадостью! Из МЧС три года назад приезжали, еще когда не так близко до дома газ был. Что-то там замеряли, тем и кончилось, — машет рукой хозяин.
К соседям Зваричей — семье Москаленко, живущей выше месторождения, также просачивается газ. Хозяин забил тревогу. Говорит, куда ни обращался, ответа не получил.
— В газовой службе уверяет, что это не их компетенция, МЧС ники тоже отмалчиваются, в райгосадминистрации средств не хватает. Калушское управление по эксплуатации газового хозяйства присылало свою исследовательскую группу. Говорили, что здесь нужно бурить, а у них ни денег, ни средств для этого нет, так и оставили, — рассказывает 34-летний Александр Москаленко. — Думаете, они денег ждут? Они жертв ждут! Когда взорвется и будут трупы, тогда и зашевелятся.
Для проверок на месторождении специалистам нужно свыше 40 тыс. грн. Еще 150 — на благоустройство, опломбирование газовой долины.
— В районе таких денег нет. Да и ничему там взрываться! — говорит "ГПУ" Алексей Киндрат из отдела по вопросам чрезвычайных ситуаций Коломыйской райгосадминистрации.
Начальник областного управления промышленности 45-летний Вадим Козленко информацией о газовом факеле в Лесной Слободке не владеет.
— Районный совет документы еще два года назад подал, не знаю, где они там гуляли по администрации, ко мне только сейчас попали, — удивляется.
Газ горит зря десять лет, а в
государстве кризис. Значит, намного легче заплатить за чужой газ, чем
использовать свой, — возмущается сельский голова Лесной Слободки 53-летний
Мирослав Гнатюк. — До этого никому нет дела. Страшно становится.
В селе есть три места, где просачивается газ. Гнатюк говорит, несколько лет назад чуть выше дома Зваричей Калушская экспедиция бурила скважину. Дошли до глубины 400 м и прекратили работы.
— Почему, неизвестно. Но там давление газа достигало 70 атмосфер, — добавляет Гнатюк. — В 5 километрах от нашего села лежит Черемховско-Струпковское месторождение. Возможно, утечки со Слободки туда входят. Когда-то нам сказали, если бы здесь пробурить скважину, нормально наладить работу, то можно было бы своим газом четыре-пять сел обеспечивать.
Комментарии