Ексклюзивы
среда, 18 июля 2007 17:52

86 семей отказываются переселяться из опасных зон

Автор: фото: Снижани РУСИН
  Пенсионерка из села Грушово Тячивского району Закарпатской области Христина Борка показывает трещины на стенах своего дома. За полученную компенсацию женщина наняла мастеров, которые замазали дыры
Пенсионерка из села Грушово Тячивского району Закарпатской области Христина Борка показывает трещины на стенах своего дома. За полученную компенсацию женщина наняла мастеров, которые замазали дыры

86 семей из Тячевского, Хустского, Межгорного и Раховского районов Закарпатья, получивших для отселения 2,7 млн. грн , до сих пор не оставили дома в оползнеопасных зонах. Потерпевших от стихии на Закарпатье значительно больше, часть уже успела разобрать свои старые дома и купить или построить новые. Не переехали преимущественно старые, немощные селяне.

На Тячивщени больше всего от ополсней страдают села Грушево, Глубокий Поток, Бедевля, Угля, Ольховка, Ольховские Лазы, Терновый, Топчино, Нересниця, Ганичи, Руська Мокра, Красна, Калины, Лазы. Здесь постоянно сползает земля, разрушая дома. Оползни активизировались в горных районах после наводнений 1999-го и 2001 года.

В 2006-м потерпевшие от стихии жители Закарпатья получили субвенцию из госбюджета на 6,3 млн. грн. Они дали расписки, что в течение шести месяцев обязуются разобрать старые дома и построить или купить новые. Однако только в Тячевском районе 45 семей продолжают жить в аварийных домах.

Тех денег хватило разве что на фундамент

На улице Кошевого в селе Грушево земля сдвинулась почти под каждым из полусотни домов. На всех домах образовались трещины. Улица расположена на горном склоне, поэтому, убеждены закарпатские геологи, отселять нужно всех.

Елена Франер, 50 лет, живет в одном доме с семьей сына.

— Нам выделили 38 тысяч гривен, — говорит женщина. — Но тех денег мало, чтоб построить дом на две семьи. Да и где строить? В селе мало земли.

Франер за полученные деньги решила отремонтировать дом. После последнего оползня на передней стене дома образовалась трещина шириной в человеческую руку. Пришлось замазывать цементным раствором. Из-за того, что в селе нет земли под строительство, разбирать свои дома отказываются и соседа Франеров.

70-летняя Христина Борка имеет дом напротив.

— Мой начала тр ескат ься четыре года тому назад, — встречает нас на пороге женщина. — Живем двое с мужем. Он болеет. Куда идти в 70 лет? За полученные деньги я наняла мастеров, которые замазали дыры, положили новый фундамент для ворот.

У 52-летней Анны Мацолы дом тоже потр ескался от оползней. Во дворе, кроме дома, есть еще летняя кухня. На отселение пани Анна получила 40 тыс. грн.

— Не пойду отсюда, — говорит. — Я вдова — не осилю сама поднять новый дом. Пока смогу — буду ремонтировать.

Деньги для отселения на улице Кошевого выделили только 4 семьям. Другие 40 живут в аварийных домах. Крестьяне дома не ремонтируют — говорят, не за что.

У 70-летней Елены Татринец на фундаменте и передней стене дома образовались заметные трещины. Однако ее дом не внесли в список. Женщина живет одна, получает пенсию и не имеет возможности починить дыры. Почва под домом продолжает сползать.

У 72-летней Оксаны Мельник на доме образовалась трещина, в которую вмещается детская рука. Однако геологи, которые приезжают в село раз в году, ее дом не признали аварийным.

Лучше ситуация с отселением в соседнем селе Бедевля. Оползни задели преимущественно приселки на склонах. 37-летняя Христина Бибен из приселка Глиняный говорит, что новый дом для семьи почти готов.

— Еще нужно провести газ и другие коммуникации, и можно переезжать, — хвастается. — Землю под строительство нам дали ближе к центру села, подальше от склонов. Но тех денег, которые выделили, хватило разве что на фундамент. На остальное муж зарабатывает в России.

В доме на околице Глиняного живут 70-летняя Мария Маркуш с 72-летним мужем Михаилом. Их дом — за 20 м от оползня. Однако денег на отселение не дают.

— Земля начала двигаться в марте, — рассказывает Мария Маркуш. — За две недели, пока лил дождь, глина наверху тр ескалась и катилась в дом. Пока сарай цел, но осенью пойдут дожди — земля может сюда докатиться.

Отказываются переселяться из своих домов жители Межгорного и Хустского районов. На Межгорщине 16 семей получили в целом 498 тыс. грн компенсации, на Хустщине 10 семей — 300 тыс. грн. Отказываются переезжать преимущественно из-за пожилого возраста.


Переселенцы хотят жить в центре села


На Тячивщине оползни активизировались в 2001 году, — отмечает глава местной райгосадминистрации Иван Бобрушко, 57 лет. — Те, кто не хочет переселяться, сами отвечают за свою жизнь и здоровье. Об этом они засвидетельствовали в письменном виде.

В Грушеве земли под строительство вдоволь.

Просто крестьяне отказываются от предложенных участков. Каждый хочет жить в центре села. Со следующего месяца будем делать выезды в села и объяснять каждому о необходимости переселения.

 

Пенсионерка из села Грушово Тячивского району Закарпатской области Христина Борка показывает трещины на стенах своего дома. За полученную компенсацию женщина наняла мастеров, которые замазали дыры

фото: Снижани РУСИН

Сейчас вы читаете новость «86 семей отказываются переселяться из опасных зон». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть