Украшения в зверином стиле, с ноткой эротики, рокерскими шипами, массивные и миниатюрные, с богатой символикой и ритуальным значением – что стоит современной женщине копировать из археологических коллекций.
Наталья приехала из Финляндии, где живет последние два года. В Киеве она сразу начала упорно искать старинные украшения, которые производили на территории Украины. Поясняет, что в Финляндии женщина, которая считает себя стильной, непременно имеет в своем гардеробе украшения – копии старинных, из археологических коллекций.
"В Финляндии гордятся тем, что носят серьги или браслеты, которые их предки создавали тысячу лет назад. Я хочу и себе быть в тренде. В музеях хранится столько замечательных ювелирных работ, что в магазинах даже приблизительно таких не найти. Сейчас я присматриваюсь к ним, фотографирую, выбираю, что мне больше всего нравится и тогда уже обращусь к мастеру, который сможет сделать копию. Лучше иметь одно украшение – роскошь, чем десяток однообразных", – говорит Наталья.
Пригодится для выбора украшений не только Натали, но и другим сознательным модницам, может стать Музей исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины), который находится на территории Киево-Печерской Лавры. Среди многочисленных экскурсий, каждая из которых стоит нашего времени, стоит выделили "Женские украшения: устойчивость традиций и изменчивость моды", которую проводит сотрудник Музея драгоценностей Ирина Удовиченко.
"Музей драгоценностей – это сокровищница Украины. Здесь хранится 56 тыс. предметов, сделанных из золота, серебра, драгоценных камня. Одна треть экспонатов в постоянной экспозиции в девяти залах музея. Когда идет обзорная экскурсия, которая длится 45 минут, мы должны обратить внимание на исторический контекст, на оружие, посуда, ритуальные вещи. Обычно, на ценные металлы, из которых производили украшения, у нас остается мало времени. Поэтому возникла эта экскурсия", – объясняет Ирина Удовиченко.
Она предполагает, что человек стал человеком, когда залюбовалась красотой природы и захотела ее воспроизвести. Отсюда и пошли украшения, которые особенно полюбились женщинам.
В каждом зале музея украшения имеют свои особенности. Музей исторических драгоценностей Украины наиболее известный скифским золотом. Воинственные скифы пришли на территорию Украины в 7 ст. к н. е. Свои украшения делали только из золота, не использовали драгоценных камней, разве что природное стекло (расплавленный песок). Скифы считали золото магическим, потому что время на него не влияет. Украшения делали в зверином стиле. На них изображали абстрактных животных, в которых трудно разглядеть кого-то конкретного. Глядя на скифские украшения, кое-кто видит в них барана, кто – то- коня.
"Это прежде всего были родовые тотемы. Каждый тотем был защитником рода. Когда роды объединялись в племена, выходил так называемый пантеон скифских богов. Каждое изображение глубоко символично. Например, кабан был богом победы. Его изображали на мужских украшениях, мечах", – говорит Ирина Удовиченко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В стиле ретро: состоялся парад старинной техники
Богатые скифские женщины носили на себе огромное количество золота. Сегодня ни одна современная женщина не отважится обшивать платье золотыми пластинами и треугольниками вниз (символ женской силы). Большую часть золота они готовили на смерть, о чем свидетельствуют находки в курганах.
От скифянок можно перенять несколько симпатичных идей. Например, носить на шее золотую гривну – символ знатности. Интересно, что они оказывали предпочтение нечетному количеству колец, в основном на пальцах имели по 11 штук. А еще носили подвески в форме уточек (символ чистоты и женского брака). При ходьбе украшения имели мелодично звенеть. Считалось, что звон золота отгоняет злых духов.
Исследователи предполагают, что количество сережек показывала репродуктивный возраст женщины. Две сережки носила та женщина, которая способна рожать детей, одну серьгу имела пустая женщина. Спирали на ногах носили воинственные женщины.
Скифы были кочевыми племенами и не имели высокого уровня мастерства. Поэтому все скифские украшения, которые выполнены реалистично, где звери, люди и мифические герои изображены детально и правдоподобно, сделанные греками. Кстати, знаменитая пектораль, которая есть в постоянной экспозиции Музея драгоценностей, сделанная для скифского царя именно греками. Это мужская ярусное украшение, которое защищало сердце от стрел. Пектораль – это тип украшений. Ее носили в то время не только на территории Украины, но и в Египте, например.
Для тех, кто ищет нотку эротики, работы греков именно как раз. Никто, кроме греков, не умел столь правдоподобно изображать эротические сцены на браслетах и серьгах, где можно увидеть акт любви, поцелуи, объятия. Также в ювелирном искусстве греков впервые в истории используется камень. Говорят, он возник в украшениях благодаря легенде о Прометее. Зевс приказал в память о наказании оставить на пальце Прометея фрагмент цепи, которой он был прикован к скале, и камня.
В музее заметно, как в различных периодах колеблется уровень мастерства ювелиров.
"Наш музей похож на большое зеркало, который отражает периоды процветания. Золото, серебро, драгоценные камни присущие преуспевающему обществу. Скифы пришли в 7 ст. к н. е. И их процветание и наибольшее количество золотых вещей приходится на 4 ст. к н.е. Мастерство украшений зависит от того, кто правитель", – добавляет работник музея.
Славяне использовали в основном серебро. Они, в отличие от скифов, не имели традиции класть украшения в гробнице. Славянские женщины любили броши (фибулы), которыми соединяли два куска тканей и так создавали платье. Также делали бусы из ракушек.
В Киевской Руси украшения тоже были в основном из серебра, довольно массивные. Женщины носили на шее гривны и монеты. Височные подвески вплетали в волосы, цепляли к так называемому обруча (очилля). Также крепили к очилля колты (серьги большого размера). Кстати, женщины использовали колты как два в одном: украшения и ароматниця (вставляли туда ткань и наливали пахучих масел).
Расцвет Киевской Руси приходился на 11-13 вв. Тогда мастера использовали технику перегоротчастой эмали. На украшении цвет от цвета отделяла припаяная ребром золотая пластина высотой 1,5 мм. К сожалению, эта техника сегодня утрачена.
В Киевской Руси появляются пуговицы. Стоит отметить, что это была немалая роскошь. Пуговица в технике перегоротчастої эмали мастера делали один месяц.
Можно предположить, что первые рокеры родом из Киевской Руси. Именно тогда некоторые украшения делали с шипами.
"В украшениях передается характер народа. О ювелирные работы с шипами можем сказать, что их носили завоевательные агрессивные племена 11-13 вв", – считает Ирина Удовиченко.
Поэтому выбор украшений – не простая штука. Для этого нужно не просто понравиться изделие, но и узнать о характере народа, которому эти работы были свойственны, изучить символы, варианты ношения и непременно поинтересоваться, в какой технике работали мастера. Ответы на все эти вопросы лучше всего знают ученые, работающие с драгоценностями.
В поселке Опошня Зеньковского района Полтавской области в седьмой раз прошел Национальный фестиваль гончарства. Прошел на территории Национального музея-заповедника Украинского гончарства. Мастера из Украины, Бразилии, Беларуси, Молдовы привезли изделия, показали многообразие материалов, техник и гончарных инструментов.
Комментарии