Перед созданием Киевского водохранилища в 1963-65 годах на участках, которые должны были быть затоплены, работали археологи. Это был обязательный этап работ. Киевский журналист Анатолий Сытник, тогда еще молодой участник туристического кружка, был на археологических раскопках добровольцем. В интервью Gazeta.ua он поделился воспоминаниями, наиболее запечатлившимися в памяти.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кульбида о подтоплении Киева: Апокалипсиса не будет
"Мы с друзьями давно организовали туристический кружок. Ходили в походы, - рассказал он. - Но потом решили, что нужно что-то узнавать больше. Поэтому как-то наш руководитель повел нас в Институт археологии и договорился, чтобы, кроме наших чисто спортивных занятий, нам также рассказывали что такое археология. Тогда как раз набирали экспедицию в села, нужны были копатели. В Институте увидели, что нам интересно и решили: зачем кого-то искать, если ужеесть готовые работники? Начали нас брать летом в экспедиции. Так получилось, что первая должна была состояться на дне будущего киевского водохранилища возле Лютежа. Там мы копали два сезона и воочию видели как расчищалось дно".
Массовые археологические раскопки тогда были обычным явлением?
Еще со сталинских времен было принято, что на "стройках коммунизма" перед началом работ проводили археологические исследования и на это выделяли отдельно средства. Поэтому Институт археологии имел возможность осуществлять массовые раскопки.
Вы знали, что там дальше будут проводить строительные работы?
Да, но работы с заводнения начинались лишь после того, когда археологи говорили, что уже исследовали большую часть. Когда мы приехали, технические службы еще занимались расчисткой дна - вырубали все деревья и кусты. Но не все делали это добросовестно, поэтому хвороста нам хватило на все два сезона. К нашему лагерю самым ближайшим было бывшее село Бирки. В отличие от других, оно не очень славилось. А тяжелая судьба из-за строительства водохранилища задела, в основном, исторические деревни и даже один город - Новогеоргиевск в нынешней Кировоградской области. Его жителей перевели на берег и новый город назвали Хрущев. Но так получилось, что тогда Хрущева сразу сняли, поэтому город переименовали в Кремгес (от Кременчугской ГЭС). Потом решили, что это тоже не благозвучно, и назвали Светловодск.
Самое известное село - это Зарубинцы, где Викентий Хвойка делал раскопки. По имени этого села он назвал новооткрытую культуру - Зарубинецкой. Теперь там осталось только урочище. Мы нашли тогда немало находок. Уже позже я узнал, что в совокупности там раскопали металлургический центр периода Зарубинецкой культуры
Как вы вашжили в лагере?
Жили мы в палаточном лагере, но людей много. Костра для всех не хватало. Один из нас, Евгений Шкода - потомок Тараса Шевченко по сестре Екатерине, - сказал, что сделает печь. Поэтому мы пошли искать кирпич и так натолкнулись на остатки этого села Бирки. Хат уже не было, но руины лежали. Там мы и собрали кирпичи. И на наше чудо там был петух. Мы его забрали, еще долго жил у нас на привязи, кукарекал по утрам.
А пока искали кирпич, увидели как посреди села стояло что-то большое и деревянное, похожее на крестьянский сундук, но огромное. Мы заглянули туда, а в этом сундуке куча черепов и костей, засыпанных хлоркой. Вероятно, это чистили кладбище. Большинство из нас еще была школьниками, поэтому это зрелище произвело глубокое впечатление.
Вы лично как относитесь к тому, что исчезло большое количество населенных пунктов?
Может, в масштабе Земли это и кажется мелочью, но для людей это было место, где они родились и откуда вели свою родословную. А в нашей стране это достигало очень давних времен. Каждое село и хутор было не только отметкой на карте, а прежде всего духовной средой.
Оставили себе что-то на память из раскопок?
Когда мы ходили за хворостом, то как-то приволокли огромное бревно - остаток срубленных деревьев. Начали его рубить, а кто-то сказал - посмотрите, там же есть какой-то образ. Мы его оставили, разрисовали, и оно до сих пор у меня сохранилось. Было нашим оберегом. Получается, что от целой деревни осталось одно бревно. А когда вернулись из экспедиции, нас пригласили на эфир на телевидение рассказать о раскопках. Тогда были только прямые эфиры и один канал. Мы и это бревно на телевидение принесли и рассказывали о нем. Потом, когда возвращались на метро домой, то все пассажиры его узнавали, поскольку все смотрели один канал.
Комментарии
3