Рассекреченное письмо ("Информационное сообщение") главы КГБ при Совете министров Украинской ССР генерал-полковника Виталия Федорчука к первому секретарю ЦК Компартии Украины Владимиру Щербицкому подтверждает, что судебный процесс над выдающимся кинорежиссером Сергеем Параджановым происходил по подтасованным фактам. Это может стать весомым поводом к реабилитации Параджанова. Такое мнение в интервью "Зеркалу недели" высказал председатель общественной организации "За реабилитацию "Первомайской двойки" Валерий Кравченко.
Сергей Параджанов был арестован 17 декабря 1973 года. Ему инкриминировали ст. 122, ч. 1, 2 Уголовного кодекса УССР.
"Уж очень противоречивым казалось все, что связано с личностью Параджанова. С одной стороны, его называли гением, выдающимся кинорежиссером, уникальным художником. С другой — тогдашняя власть навесила на него клеймо извращенца и спекулянта и на пять лет засадила в зону. И хотя неоднократно говорилось о восстановлении справедливости, о необходимости реабилитировать художника, а Национальный союз кинематографистов Украины в 2009 г. даже подал ходатайство в соответствующие инстанции, по опыту мы знали: для правосудия нужны конкретные факты, которые бы свидетельствовали о том, что дело было сфабриковано", - отметил он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Шелест никогда не называл имени Щербицкого
Много вопросов вызывают и другие документы, в частности анонимный донос, автора которого так и не удалось вычислить. Младший лейтенант Артеменко, которому поручили выяснить суть дела, хоть и пишет в рапорте начальнику, что "установить лицо заявителя невозможно", прилагая письмо из адресного бюро, где сказано, что такой-то гражданин по указанному адресу не проживает, однако все равно утверждает: дескать, указанные факты подтвердились, и, таким образом, против режиссера нужно возбуждать уголовное дело.
"Что касается автора доноса, то вопрос о том, кто он, так и остался без ответа. Это дает основания связывать авторство со всесильными службами, которые были инициаторами возбуждения уголовного дела", - подчеркивает Кравченко.
Также, по словам Валерия Кравченко, в документах следствия много путаницы в датах. Например, у упомянутом рапорте, в частности, написано: "Установлено, что Параджанов С.И. на протяжении длительного времени занимался..." — младший лейтенант Артеменко написал 12 декабря. Но только 13 декабря, то есть на следующий день, к Артеменко начали идти "пострадавшие" и свидетельствовать, "как все было". Где их находили неизвестно.
Валерий Кравченко дополнил: "Бросается в глаза, что следователь Артеменко за один день, 13 декабря 1973 г., выполнил столько работы (обнаружил и допросил пострадавших и свидетелей, написал несколько документов и собрал под ними подписи), что с ней и рота милиционеров не управилась бы".
В конце концов, после долгих поисков специалистам удалось найти сенсационное обращение.
"Мне удалось раздобыть в архивах документ, которого, конечно, нет в судебном деле, но я считаю, что он может быть особенно важным и весомым аргументом для правоохранительных органов в деле реабилитации Сергея Параджанова, - рассказал Кравченко. - ...Речь идет о рассекреченном недавно письме ("Информационное сообщение") тогдашнего шефа КГБ УССР Виталия Федорчука своему патрону — первому секретарю ЦК Компартии Украины Владимиру Щербицкому. Так вот, в этом письме все как на ладони. Сергей Параджанов, оказывается, попал в поле зрения органов государственной безопасности еще в 1950-е годы. Почему? Потому, что с его стороны фиксировались, как говорится в письме, "клеветнические мысли" о "притеснениях свободы творчества" в стране, о "партзаказах" в искусстве. Далее в письме отмечается, что "на протяжении ряда лет Параджанов отрицательно влиял на молодых творческих работников, призывая выкопать могилу соцреализму" и "выгнать красных комиссаров из кино". Шеф КГБ пишет Щербицкому и о том, что Сергей Параджанов поддерживал контакты с "экстремистски настроенными националистами. В том числе с Иваном Дзюбой, Евгением Сверстюком, Иваном Светличным, Николаем Холодным и другими, использовавшими премьеру его фильма "Тени забытых предков" для открытых антисоветских выступлений. Более того, тогдашний шеф КГБ докладывал Щербицкому, что Сергей Параджанов после "привлечения указанных лиц в 1972—1973 годах к уголовной ответственности за антисоветскую националистическую деятельность вынашивал намерение организовать кампанию "массового протеста", поддерживал материально семью И.Дзюбы".
По словам правозащитника, процедура реабилитации является достаточно долгой, начинать нужно с Киевского областного суда. Но Валерий Кравченко настроен оптимистически.
Комментарии
3