28 марта 1947 года, ровно 65 лет назад, вице-министр национальной обороны Польши генерал-полковник Кароль Сверчевский совершал инспекционную поездку. Его " додж" сопровождали три грузовика с солдатами. На шоссе Балигород—Сянок машины попали в засаду, устроенную двумя подразделениями Украинской повстанческой армии — сотнями "Хрина" и "Стаха". Генерала подкосила очередь из ручного пулемета.
Уже на следующий день собралось Политбюро ЦК Польской рабочей партии. Повестка дня: похороны тов. Сверчевского и переселение польских украинцев на так называемые возвращенные земли на севере и западе страны. Перед этим оттуда выселили немцев.
Акция получила название "Висла". План был секретным. В протоколе того заседания Политбюро два первых лица партии, Гомулка и Берут, записаны под псевдо — Веслав и Томаш. Но в обществе антиукраинская истерия разжигалась открыто: от рук украинцев погиб Сверчевский, верный сын Польши, любимец народа и армии!
Кароль Сверчевский (1897–1947) действительно был яркой фигурой. Он родился в Варшаве, с 1915 года жил в России. Там вступил в ВКП(б) и в Красную армию. Окончил военную академию. В 1936–1938 годах воевал в Испании, командовал 14-й Интербригадой. Там его знали как генерала Вальтера. Во время Второй мировой войны Сверчевский командовал созданными в СССР 1-й и 2-й армиями Войска Польского. Принимал участие в Берлинской операции, довел своих солдат до Дрездена.
Его похоронили с почестями. Выпустили даже монету в 10 злотых с профилем генерала и купюру в 50 злотых с его портретом.
В смерти Сверчевского до сих пор достаточно много неясного. В том бою против 50 поляков стояло 150 оуновцев, с пулеметами и минометами. А убит только генерал и три солдата. Нападающие сразу названы "бандой УПА", хотя следствие закончилось только недели через три.
Бандеровцы не снимали с себя ответственности за ту акцию. Но странно, что "Хрин", который командовал одной из тех двух сотен упо вце в, позже в своих мемуарах ни словом не вспомнил о Сверчевском. Хотя не каждому сотнику удается обезвредить чужого генерала. Поэтому существуют разные версии произошедшего. Ясно одно: смерть генерала была не причиной, а лишь выгодным поводом и сигналом для начала акции "Висла". Ее идея вызрела еще осенью 1946 года. Инспекционная поездка Сверчевского как раз и совершалась в ходе подготовки к акции. Следовательно, смерть отстранила генерала от участия в ней и тем самым уберегла от позора.
Это было действительно позорно, потому что делалось под лозунгом "окончательного решения украинского вопроса", как перед этим в Рейхе — окончательное решение еврейского. Примечательно, что переселенцев по пути на запад сортировали в Освенциме — лагерь был хорошо приспособлен для таких процедур. На новых землях людей сели ли не компактно, рядом, а не более трех семей на село, чтобы они быстрее ассимилировались с польским населением. Называют разные цифры погибших во время выселения — от нескольких сотен до 10 тысяч.
Ровно через месяц после смерти генерала Сверчевского шесть дивизий Войска Польского окружили украинские села, которые еще остались на Лемковщине, Надсянье, Холмщине и Пидляшье. Тем временем части НКВД и чехословацкой армии заблокировали восточную и южную границы Польши. В четыре утра более 17 тыс. солдат начали выселение украинцев на западные и северные земли. Выселяли и смешанные семьи, и поляков, лояльных к ОУН-УПА. Операция продолжалась три месяца. Еще и до этого времени ее объясняют иногда военной необходимостью: подразделения УПА, действовавшие на юго-восточных землях Польши, нужно было лишить поддержки населения. Действительно, после акции бойцам УПА здесь уже не было кого защищать, и они перешли в Украину.
Операция осуществлялась под лозунгом "окончательного решения украинского вопроса"
Но военный аспект — только одна сторона дела. "Висла" — последний акт противостояния 1943–1947 годов, который кое-кто называет украинско-польской войной. Хотя это противостояние началось еще в 1920-х годах. А во время Второй мировой войны обострилось и подогревалось посторонними силами — советскими партизанами и немцами. После войны, когда между Польшей и СССР "уточнились" границы, проблема еще больше обострилась.
Подобные проблемы возникали тогда и на других европейских границах (например, франко-не мецкой). Однако лишь режимы сталинского типа решали их путем этнических чисток, по образцу депортации крымских татар. Так выселяли судетских немцев, болгарских турков.
До 1944 года на юго-восточных землях Польши проживало 600 тыс. украинцев. Конечно, Сталин не хотел иметь у себя под боком мощную украинскую диаспору. В 1944 году в Украину добровольно переселено 150 тыс. польских украинцев. В следующем году еще 300 тыс. — уже насильственно. Остальные — 150 тыс. — во время акции "Висла".
В марте 1947-го руководитель Министерства иностранных дел УССР Д. Мануильский писал: "Секретарю ЦК КП(б)У товарищу Л. Г. Кагановичу. (...) В связи с убийством генерала Сверчевского польское правительство намерено принять решение о поголовном выселении украинцев из Жешовского и Люблинского воеводств на территорию бывшей Восточной Пруссии. В настоящее время массовое переселение из Польши на Украину нами закончено. От переселения отказалось и оставалось в Польше главным образом украинское население, зараженное бандитизмом. Кроме того, мы не располагаем сейчас необходимым жилищным фондом. Поэтому правительство УССР не может принять одновременно указанное количество переселенцев. Мое мнение поддерживает также министр государственной безопасности УССР тов. Савченко. Прошу вашего согласия".
Конечно, " согласие" не задержалось. Итак, эти 150 тыс. были обречены.
В последнем томе трехтомника "Депортации" (Львов, 2002) есть воспоминания Стефании Олексюк, 1930 года рождения. Она украинка, родом из земель, которые после войны отошли к Польше. В 1944-м ее родители не захотели выехать в Украину и натерпелись горя от польской полиции и разных банд, которые пытались вытеснить украинцев. Это была война, в которой фронт проходил через каждый дом.
Отца заставили записаться в колхоз
Пани Стефания описывает один ночной бой бандеровцев с польскими полицейскими, которые квартировали в доме Олексюков. Когда бой закончился, возле дома лежал бандеровец с простреленной головой. Поляк подошел к убитому: "А ты говорил, что меня первым застрелишь!". Значит, они были знакомы. Здесь были все свои, и в то же время все - чужие.
Олексюки перебрались в Украину, на Дрогобиччину, в 1947 году. Здесь уже не было поляков, но "появились группы энкаведистов, которые ловили бандеро в" (их тогда называли не " бандеры", а "ночные"). Тяжело было разобрать, кто именно приходит — одни или другие. Как-то вечером Олексюки сидели в доме, читали районную газету. Зашли трое в советской военной форме. Забрали эту газету, дали другую: "Читайте нашу!". И ушли. Что делать с газетой? Кто ее дал? А если завтра придут и скажут отдать назад? Спрятали газету в дымарь. Пришли энкаведисты и арестовали отца: мол, не донес, что были бандеровцы. Требовали сознаться в связях с ними. Он отказался. Его заставили записаться в колхоз. После этого приходили и те, и другие — " бандеры" и "москали". Отца назначили бригадиром. За это бандеровцы хотели его убить. Он спрятался. Те пришли, забрали корову и повели в лес. Потом приехали из НКВД и сказали, что он сам отдал корову бандерам. Несколько семей за такое вывезли в Сибирь. А их как-то Бог миловал.
Через 50 лет после тех событий журнал "Культура" писал: "Акция "Висла" была порождением сталинской системы, следствием тоталитарной идеологии и политики. Осуждаем ее однозначно и полностью. Склоняемся перед памятью ее жертв, выражаем сожаление всем, кому причиняет боль несправедливость в отношении их семей и их общин". Под заявлением подписались несколько десятков польских интеллектуалов, в частности, хорошо известные у нас Анджей Вайда, Яцек Куронь, Чеслав Милош, Лешек Бальцерович, Богумила Бердихоска, Ежи Гедройц, Адам Михник.
1944, 9 сентября — подписан договор между правительствами УССР и Польши об эвакуации украинцев из Польши и поляков — из Украины. До конца 1945 года переселено 450 тыс. украинцев
1946, октябрь — сформирована идея будущей акции "Висла"
1947, 28 марта — погиб генерал Сверчевский
29 марта — Политбюро ЦК Польской рабочей партии принимает решение о подготовке акции
23 апреля — решение Политбюро ЦК ПРП о содержании гражданских украинцев в концлагере в Явожне (филиал Освенцима), где раньше держали немецких военнопленных
28 апреля — начало акции "Висла"
28 июля — завершение акции
Комментарии
157