"Абхазию обычно считают неотъемлемой частью Российского государства, невзирая на то, что ни один россиянин не может показаться во внутренних районах этой страны без опасности для жизни, — писал в 1845-м немец Фридрих Боденштенд. Он только что вернулся из своей второй поездки на Кавказ и издал труд "Горцы Кавказа и их освободительные войны против россиян". — Вообще же, — добавляет сразу, — без сомнения, российскому царю с его железной выдержкой удастся наконец, шаг за шагом, в действительности покорить Абхазию, как он это уже сделал на бумаге".
"На бумаге "Абхазское княжество" под верховным правительством, державою и защитою Российской империи" находилось уже 35 лет. А до тех пор был почти 300-летний протекторат Османской империи. Также преимущественно "бумажный", хотя в Сухумский крепости и стоял турецкий гарнизон. За это время большинство абхазских князей и дворян из православия перешли в ислам и к своим именам начали добавлять почтительное "бей". У простого народа же в мешанине язычества и христианства, которую оно исповедовало, появились элементы еще одного вероисповедания.
Маленькой страной между Кавказскими горами и Черноморским побережьем веками правила княжеская династия Чачба (Шервашидзе в грузинской традиции). На рубеже XVIII–XIX ст. князем Абхазии был Келешбей Чачба. "В случае военной угрозы стране Келешбей за несколько часов выставлял хорошо вооруженное 25-тысячное войско с артиллерией, конницей и даже флотом, — пишет историк Станислав Лакоба. — До 600 военных галер властелина постоянно курсировали вдоль Черноморского побережья, держа в страхе жителей от Батума до Геленджика. А в начале 19 в. Келешбей построил 70-пушечный корабль и подарил его турецкому султану".
Старший сын правителя Асланбей вступил в брак с местной княжной. Младший Сефербей принял православие и обручился с дочкой правителя соседнего Мегрельского княжества. В 1803-м эта страна на территории современной Западной Грузии находилась под российским протекторатом. Как опекунша малолетнего сына, правила страной княгиня Нино Дадиани. Она овдовела после того, как накормила своего мужа отравленной курицей. Независимого Келешбея, маневрировавшего между россиянами и турками, княгиня Нино боялась: хоть были они сватами, абхазский князь не раз ходил походом на ее владения. Поэтому княгиня задумывает посадить на абхазский трон своего зятя Сефербея, на которого надеется иметь влияние. Вместе с ним и российскими военными они устраивают заговор против 61-летнего Келешбея. В мае 1808-го наемные убийцы подстерегают его неподалеку от Сухумской крепости и убивают. Заговорщики сразу начинают распространять слухи, что преступление совершил законный наследник престола Асланбей. Княгиня Нино Дадиани наговаривает зятя обратиться к российскому императору, чтобы признал его правителем Абхазии и взял страну под свой протекторат.
В 1810 году после двухдневной бомбардировки с судов российский десант выбил из Сухумской крепости турецкий гарнизон. Асланбей сначала бежит к родственникам жены, а затем в Турцию и еще 20 лет не дает покоя новым опекунам страны. Сефербей, в крещении Георгий, присягая Александру I, клянется править своим народом "с правосудием и кротостью, отвращая оный от всяких предприятий, интересам его императорского величества противных". В том же году из страны в Турцию выселяются 5 тыс. абхазцев.
Почти не показываясь из Сухумской крепости, где стоял российский гарнизон, Сефербей был князем Абхазии 11 лет. Его сын Михаил Чачба, который правил свыше четырех десятилетий, сумел воцариться над страной. Но сразу по окончании Кавказской войны, в июне 1864-го, указом из Петербурга Абхазское княжество — последнее на Кавказе — упразднено и переименовано в Сухумский военный отдел. Больного правителя высылают в Воронеж. На протяжении полувека российского протектората постоянные восстания, карательные экспедиции и выселения привели к тому, что численность абхазцев замирает на отметке приблизительно 100 тыс.
Присланные российские чиновники к местным относятся пренебрежительно и требуют повиновения. "У абхазцев абсолютно отсутствует чувство льстивости и они ненавидят каждого, кто к ним относится с пренебрежением и пренебрежительно, — писал впоследствии сын покойного правителя князь Георгий Чачба. — Участковый начальник, какой-то Измайлов, требовал на собрании, в поле, чтобы ему отвечали, снимая шапку. Один из собравшихся по фамилии Микамба, ответил, что "мы шапки снимаем лишь в церкви, а святого Измайла мы еще не знаем". За дерзкий ответ он был арестован и отсидел в Сухумский крепости несколько месяцев". В 1866-м Абхазия восстает. 20-летнего князя Георгия Чачба провозглашают правителем страны. Вскоре россияне его вышлют в Оренбург.
Российские карательные экспедиции добираются до самых отдаленных горных ущелий Абхазии, где жили самые непокорные абхазские роды. Выгоняют оттуда все население к побережью. Из сухумского порта турецкие пароходы перевозят абхазцев в порты Османской империи. Много стариков и детей погибают в дороге, да еще больше — когда султанское правительство расселяет изгнанников на пустынных, почти непригодных к жизни землях.
Тогда родину покинули более 20 тыс. абхазцев — почти четверть народа. Еще свыше 30 тыс. — после русско-турецкой войны 1877–1878-го. Когда она началась, абхазцы опять восстали. Российская власть успокаивает край так, что абхазцев в нем остается лишь два островка.
Опустевшие земли российское правительство начинает делить между чиновниками и раздавать переселенцам из российских и грузинских губерний, а также христианам, которые бежали из турецких владений, — грекам, болгарам, армянам. "В эту страну хлынули люди разных народов, но никто, кроме наших имеретинцев и мегрелов (группы грузин. — " ГПУ"), и греков, не мог освоиться на местных землях", — писала грузинская газета "Дроэба" в 1883-м. "За земли Сухумского отдела обрывали друг другу уши и стар, и мал. И поп, и люд присваивали себе усадьбы несчастных абхазцев", — подавал в это время тбилисский журнал "Иверия". Абхазия становится мешаниной народов. В конце XIX ст. абхазцы еще составляли свыше половины населения края. В середине 1920-х — лишь немногим больше четверти.
В настоящее время абхазцев на родине живет почти 95 тыс. Приблизительно столько же, как 200 лет тому назад, когда российский солдат впервые вышел из лодки на берег возле Сухумской крепости.
В Абхазской АС СР коренной народ был меньшинством
В 1989-ом из 525 тыс. населения Абхазской АС СР, входившей в Грузинскую ССР, абхазцы составляли 93,3 тыс. — 17,8%. Грузин было 240 тыс. — 45,7%. Россиян и армян было почти поровну: соответственно 74,9 тыс. (14,4%) и 76,5 тыс. (14,6%).
После грузино-абхазской войны 1992–1993 годов население Абхазии сократилось более чем наполовину. В частности, страну оставили более 200 тыс. грузин. В настоящее время самым численным меньшинством в самопровозглашенной республике являются армяне. В 2003 году их было почти 45 тыс. — около 21%. Потом идут россияне — 23,5 тыс. — почти 11%. Абхазцы в Абхазии теперь составляют приблизительно 44%. Не за счет прироста — по сравнению с 1989-м их стало больше всего на полторы тысячи человек, а благодаря оттоку других народов.
Комментарии
7