На добротный тулуп нужно было шесть, а на большой, с длинными рукавами, — и все семь шкур. Их вычинку, то есть превращение в материал для пошива тулупа, поручали дубильщикам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Явдоха Зуиха напела 1008 песен
Крой тулупа не такой уж и сложный, но не в каждой семье брались за пошив самостоятельно. Обычно это дело поручали скорняку. Из одной, самой большой шкуры он делал верхнюю часть — так называемую перегибку: перегибал вдвое, посредине на изгибе вырезал отверстие для шеи. А ту часть тулупа, которая приходится на грудь, разрезал на две половины. Дальше присоединял полы, рукава и воротник. Так шили "простой" тулуп. "Полный" был намного объемней — из больших шкур, иногда даже без рукавов. Зажиточные крестьяне покрывали его сукном и носили в праздники поверх свиты.
Тулупы не разделяли на мужской и женский. В малоимущих семьях один тулуп часто носили все взрослые, хватало даже на несколько поколений.
"Трудно летом без коровы, а зимой без тулупа", — говорили когда-то в Украине. В обрядах эту верхнюю одежду использовали независимо от времени года — он был символом богатства. Ученые начали интересоваться этим лишь тогда, когда люди уже не могли объяснить содержания многих обрядов, отвечая "так надо", "так всегда было". Сложно выяснить, например, как тулуп, привязанный к балке во время строительства хаты, будет обеспечивать ее тепло. Но именно так объясняют обычай мастера, даже когда строят здания, в которых и балок-то нет. Кое-где хозяин вынужден был даже одалживать тулуп, чтобы соблюсти традиции. Можно лишь догадываться, что этот обряд является обломком, точнее бледной копией жертвоприношения, которое осуществляли сотни лет тому во время строительства. То есть тулуп — лишь заменитель реальной жертвы. Теперь же говорят "так нужно" — и никаких разговоров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что появилось во время Голодомора
В конце 19 ст. украинцы, отмечая первый год от рождения ребенка, устраивали не привычный теперь для нас день рождения, а постриг. Ребенка сажали на тулуп, разостланный шерстью кверху, а крестный отец подстригал кончики волос спереди, сзади и возле ушей. На одежду бросали деньги, — "чтобы ребенок был богатым".
На свадьбе мать жениха, провожая свадебный поезд, надевала вывернутый тулуп, так же как и мать невесты, встречая зятя. "Как тулуп мохнатый, чтобы таким и зять был богатым", — припевали в это время. На тулупах сидели и молодые во время всей свадьбы.
Пережив целые исторические эпохи, тулуп почти вышел из обихода на наших глазах — на протяжении жизни всего лишь двух-трех поколений. Дал о себе знать переход на промышленное производство одежды, наступило время синтетических материалов. Правда, появились и за короткое время стали крайне популярными дубленки — уже не тулупы, но и не такие уж и далекие их родственники.
Комментарии
5