В ночь на 22 июня 1944 года сто немецких бомбардировщиков на протяжении трех часов сбрасывали бомбы на военный аэродром в Полтаве.
На нем приземлялись американские самолеты, задействованные в секретной операции "Френтик" (с английского — "бешеный"). Советский Союз тогда не имел тяжелых бомбардировщиков. А американские заводы и железные дороги Восточной Германии и оккупированных Венгрии и Польши были недоступными из-за отдаленности их баз в Италии и Британии. Да и в дальний полет машина вместо бомб вынуждена брать больше горючего — чтобы могла вернуться на базу. Поэтому военное командование США и СССР договорились, что американские боинги В-17, которых за большой размер называли "летающ ими крепостями", будут сбрасывать бомбы на оккупированную немцами территорию, но не возвращаться на свои авиабазы, а лететь дальше к востоку, на аэродромы Полтавы, Миргорода и Пирятина. Там их заправляли, делали технический осмотр, а экипажи отдыхали. Потом летели в обратном направлении. От таких челночных рейсов немецкая промышленность терпела значительные потери.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В двух селах Кировоградщины нашли 120 снарядов и минометных мин
— 21 июня американцы —80 самолетов В-17 — прилетели в шесть вечера, — вспоминал полтавчанин Юрий Дубровин, который тогда был механиком по вооружению. — Приземлился последний, и через десять минут над аэродромом появился немецкий разведчик-истребитель. Прошел над нами низко-низко. Наши истребители поднялись, хотели догнать, но не сумели. Все, думаю, ночью будут "гости".
Вечером для американских летчиков, как всегда, устроили танцы.
— На аэродроме был старый ангар. Его разбомбили, а площадка бетонированная осталась. Там сделали сцену, посадили оркестр. Вечер закончился где-то за полчаса до полуночи. Все начали расходиться: завтра же рано вставать, нам — вешать бомбы, летчикам — вылетать. Едва лишь я поднялся в жилой корпус, даже не успел раздеться, объявляют тревогу. Было где-то без пятнадцати двенадцать. Сообщили, что в нашем направлении летит армада немцев. Мы укрылись в щелях — таких длинных окопах, выше человеческого роста. Там ни осколки, ни пули не берут, все мимо летит.
Ровно в полночь немцы начали бросать "свечи" — авиабомбы, которые светятся.
— Стало все видно как на ладони, — объясняет Юрий Дубровин. — Три часа эшелонировано бомбили — пройдет несколько самолетов, потом через несколько минут идет следующий эшелон. С капитаном Халтуриным мы сидели спина к спине. Так он все три часа бомбардировки пел "Жил-был у бабушки серенький козлик". А я подпевал "А-на-на, а-на-на, а-на-на, чи ки -бри ки, шии ть асса-аса, пурпурли -мурмурли, курляля". Такой идиотский припев. В темноте чувство страха притупляется. А американские летчики, как только началась бомбежка, сели на машины и разъехались кто куда — километров на 80 от Полтавы.
Немцы сбрасывали и мины-"жабки". Когда рядом проходит человек, топнет ногой — она взрывается.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Українські повстанці сподівались на Третю світову", - історик
— Когда закончилась бомбежка, комендант дал команду гасить самолеты. Но гасить было уже нечего, почти все сгорело. Самолеты не просто горели, а взрывались, потому что в них еще оставались боеприпасы. После бомбардировки жертв практически не было. Они появились, как люди начали спасать то, что осталось от самолетов. Вот выскакивает нас трое из щели — рядом горит самолет. Мы к нему — а он взрывается. Слева от меня стоял солдат Бережко — ему перебило обе ноги. У соседа справа, сержанта Ясакова, — прямое попадание в сердце. Сразу насмерть. А мне только осколком зацепило ногу. Я замотал ее бинтом и пошел дальше. На этих минах взорвалось человек тридцать. На следующий день из 80 бомбардировщиков только восемь могли взлететь.
Пока отстраивали аэродром, американская и советская стороны искали виновных в катастрофе. Советский Союз обвинял США в нерадивости. Потому что во время одного из перелетов немцы сбили американский самолет, на котором летел фотограф, который вез отчет об операции "Френтик". Свыше 500 фотоснимков с секретными материалами, снятыми на полтавском и миргородском аэродромах, попали к немцам. Американцы же упрекали, что на аэродроме под Полтавой была плохая оборона и слабая зенитная артиллерия. Но конфликт быстро замяли, и в июле полеты возобновили. Операцию свернули в сентябре 1944-го.
Комментарии
9