Немецкий военный отряд ошибочно вторгся в на територию Польщи в ночь на 26 августа 1939 года. Прозвучали первые выстрелы Второй мировой войны.
Германия готовила нападение именно в этот день, но, 25 августа Польша подписала военный союз с Великобританией. Тогда Гитлер остановился и отложил атаку до 1 сентября.
Информация об этом доходила до некоторых формирований с задержкой. Броненосец "Шлезвиг-Гольштейн" и несколько других кораблей, стоявших в Балтийском море, снялись с якоря и начали движение в сторону Вестерплатте в Данциге, где располагалась польская военная база и склады, но вовремя остановились.
Никакой информации об изменении планов не получила одна из немецких диверсионных групп количеством 70 человек под командованием лейтенанта Ганса Херцнера. Ночью они перешли польскую границу и вступили на Яблнуковский перевал в Силезии - теперь в Чехии. Там располагалась железнодорожная станция Мосты и стратегический тоннель. Группа должна была выбить польские силы, установить контроль над железной дорогой до подхода основных сил и не допустить подрыва тоннеля.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Немцев заставили смотреть фильмы о преступлениях нацистах
Немцы открыли огонь и захватили станцию, взяли всех рабочих в плен, но одной телефонистке удалось связаться с военными и полицейскими, которые охраняли тоннель. Утром после длительной перестрелки им удалось отбить наступление, а остатки диверсионной группы, не дождавшись "запланированного" подхода основных сил, отступили в Словакию.
Вскоре Польша получила от Германии официальные извинения. Командование заявило, что акцию спланировал "сумасшедший", который действовал без приказов.
В сети опубликовали копии протокола к договору о ненападении - "пакт Молотова-Риббентропа". Его подписали 23 августа в 1939-м Германия и СССР.
Копии документа и секретного дополнительного протокола к нему опубликовал фонд "Историческая память", который получил сканы от Историко-документального департамента МИД России. На них можно увидеть подписи наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова и министра иностранных дел нацистской Германии Иоахима фон Риббентропа.
Комментарии