91-летний Иван Гречко рассказал Gazeta.ua о своем детстве, которое прошло во время Второй мировой войны.
"Советы пришли 10 или 12 сентября 1939 года. Оставили нас в той самой 3-й классе, но программа уже была другая - без религии. Я хорошо учился. В конце года похвальную грамоту дали мне и Цили Ротфельд. В 1942-м всю ее семью перестреляли немцы. Руководителей "Просвиты", а это были адвокаты и священники, большевики сразу арестовали. Поныне неизвестно, где они. Начался голод. В склепах ничего не было, кроме нитей и подобного мусора. Чтобы купить хлеба, вечером становились в очередь. А как на рассвете привозили, то люди ребра ломали, чтобы взять.
Как немцы подходили, то советы составляли награбленное на "полуторки" (грузовик Газ-ММ. - Gazeta.ua) и убегали в свои части в Делятин или Коломыи. Перед отъездом расстреливали людей. Наш сосед был деятельный украинец. То за ним возвращалась группа из 4 человек, чтобы убить", - вспомнил Иван Гречко.
В Надворной жили до 3 тыс. евреев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В доме жили 9 семей - 93-летняя пострадавшая от операции "Висла" показала столетние фото
"Немцы сделали 2 гетто - для бедных и богатых. Выстреливать начали с 1-го. Мы малыми бежали смотреть, как их ведут. Шли по сотне семьями, детей держали на руках. Были спокойны, в смирении или обречены. Их сопровождали гестаповцы и полицаи. Вели в Буковинку - так лес называли за селом. Там и закапывали. Единицы в Ворохте бежали через границу в Румынию ".
Читайте полный текст воспоминаний с Иваном Гречком в текущем номере журнала "Краина".
Пойти в ряды Организации украинских националистов в 1940-х не было геройством, только зовом времени, сказал Gazeta.ua 91-летний инженер, львовский коллекционер Иван Гречко. Родом из села Быстрица Рафайлова, теперь Быстрица Надворнянского района Ивано-Франковской области.




















Комментарии