22 марта 1842 года родился украинский композитор, пианист, хоровой дирижер Николай Лысенко. Он считается основателем украинской национальной музыки.
Именно Николай Лысенко написал музыку к хоровому произведению, которое стало духовным гимном Украины - "Боже, великий, единый". Один из первых интерпретировал Кобзарь Шевченко, делал обработки народных песен, автор 10 опер (среди них "Рождественская ночь", "Утопленница", "Наталка Полтавка", "Тарас Бульба", "Энеида") и сотен других музыкальных произведений.
Выданое в 1950-1959 годах 20-томное собрание не вместило всего наследия композитора.
Николая Лысенко называли гетьманом, солнцем и отцом украинской музыки.
Мы собрали интересные факты о композиторе.
Читать научил Фет
Мать Лысенко происходила из казацкого рода Булюбаш. Ее предок - турок, сбежавший на Сечь. Маминому дяде, Николаю Булюбашу принадлежало село Гриньки, где и родился будущий композитор. Во дворе дяди стояли две старинные казацкие пушки, из которых салютовали по праздникам. В этой среде все хорошо знали друг друга, близкие соседи часто становились родственниками.
Отец Николая Лысенко командовал эскадроном в кирасирском полке, стоявшем в Кременчугском уезде. В том полку служил русский поэт Афанасий Фет.
"Первое воспитание нашего композитора было приведенное на аристократический лад: чистый французский язык, изысканные манеры, танцы, умение непринужденно держаться в гостиной-вот что требовалось от ребенка ... Известный поэт Фет даже упрекал мать Лысенко, что она учила сына сначала азбуки французской, и взялся сам учить его русскому. Так что на уроках Фет заставлял своего ученика писать буквы карандашом, последний стал приставать к офицерам с просьбой дать карандаша, за что и прозвали его в полку "Карандашиком", - вспоминал Михаил Старицкий
Те же офицеры научили его держаться в седле. У него рано проявился музыкальный слух: когда полковой оркестр фальшивил, малыш бежал, закрыв уши. Мать хорошо играла на фортепиано, и он с ней - в четыре руки.
Предпочитал говорить по-французски, чем по-русски
Дома отец разговаривал на украинском. А мать, хоть с Полтавщины родом, выпускница петербургского Смольного института, язык забыла, не могла произнести "паляниця". Было, что они с Николаем разговаривали только по-французски, он не хотел по-русски. Впоследствии, как стал знаменитым, в угоду ему переходила на украинский, но так неумело, что Лысенко смеялся:
"Мама, не терзайте Украину!"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нет слуха - автора песни "Два цвета" не приняли в училище
Впервые влюбился на пару со Старицким
О первой любви Николая Лысенко оставил воспоминания писатель Михаил Старицкий. Парень рано осиротел и вырос в семье своего дяди Виталия Романовича Лысенко - отца Николая. Последний приходился ему троюродным братом.
На каникулах после 5 класса гимназии Лысенко и Старицкий влюбились в одну и ту же девушку. Она гостила на соседнем хуторе. Кокетливая блондинка звалась Феклой. Возможно, была полька но, писал Старицкий, "русским языком владел хорошо, а глазками еще лучше". Ревности между ребятами не было, и они вместе составили план, как завоевать ее сердце. Решили, что Николай напишет музыку, а Михаил - стихи. И потом будет петь их произведение, имея хороший баритон. Так и сделали. Песня заканчивалась словами:
Дай хоть единое лобзанье
За наш сердечный мадригал!
Когда родителей не было дома, панычи упросили кучера запрячь лошадей и в парадных гимназических мундирах - красный воротник с золотым шитьем - отправились к Фекле. Она сидела на хуторе одна- хозяева куда-то поехали. Ребята после вечернего чая с успехом обнародовали свое совместное произведение.
В награду Фекла протянула им обе руки для поцелуя. "Видимо, мы целовали их дольше, чем положено, - признавался потом Старицкий, - потому кокетка сказала: "Хватит! Больше - если заслужите!" Но оставила их ночевать на хуторе - чтобы утром ехать вместе на пикник к Днепру. Ребята не спали - делились впечатлениями и планами на завтра. "Второй раз такого трепета неземного блаженства в жизни уже не повторялось", - пишет Михаил Старицкий.
Его слушалось Леся Украинка
Когда и Лысенки, и Старицкие жили в Киеве, старые соседские связи поддерживали и здесь. Поселились в районе, где сходятся улицы Тарасовская и Мариинско-Благовещенская - нынешняя Саксаганского. Рядом жила семья Косачей. Ларису Косач - Лесю Украинку - учила играть на фортепиано Ольга, жена Лысенко. А он сам еще раньше держал венец при венчании Лесиной матери, в литературе известной под псевдонимом Елена Пчилка.
Пчилка рассказывает такую историю со времен, когда в украинской культуре уже набирал силу модернизм. Как-то композитор попросил Лесю Украинку написать стихотворение к его кантате на смерть Тараса Шевченко. Леся не выносила писать стихи "по случаю", а здесь Лысенко - патриарх. Да еще и требовал, чтобы стихотворение начиналось словами "Умер отец наш и покинул нас".
"Когда это уже было!" - сказала Леся.
Николай Витальевич очень серьезно ответил, что эта потеря не имеет срока давности. И Леся таки начала стихотворение именно с той строки - хоть кому-нибудь другому отказала бы.
Выбрал Украину вместо Европы и России
После обучения на естественном отделении физико-математического факультета Харьковского университета, за год перевелся в Киевский. Получил степень кандидата естественных наук, но зарабатывал как учитель музыки. В 1867-м начал учиться как пианист в Лейпцигской консерватории, которая считалась одной из лучших в Европе. За обучение платил 80 талеров в год. При том голландская рубашка стоила 2 талера, бутылка бургундского - 1 талер, двухкомнатное жилье - 9 талеров в месяц, а прокат рояля - 4 талера в месяц.
Завершил обучение в консерватории, пройдя 4-летний курс обучения всего за два года. В характеристике, добавленной к выпускному свидетельству, сказано: "Господин Лысенко, при своей образцовой тщательности и замечательном таланте, достиг блестящих успехов и является пианистом, виртуозная техника и характерное, возвышенное и духовно вдохновляемое, выполнение которого значительно выходят за пределы того, что обычно требуется от учащихся".
Лысенко, как пианисту, прочили блестящее будущее в Германии, но он уехал в Украину.
В 1874 году поступает в Петербургскую консерваторию в класс к всемирно признанному в этой области мастеру Н. Римскому-Корсакову, который закончил в 1876.
"... Занятия у Римского-Корсакова увеличили его музыкальную эрудицию и раскрыли перед ним новые тайны звуковых композиций. Петербуржцы даже предлагали Лысенко должность капельмейстера в частной опере с перспективой перехода на императорскую сцену ... Но Лысенко тянула домой тоска по родине", - вспоминает Старицкий.
С первой женой прожил 12 лет
Родители Ольги О'Коннор - первой жены композитора - помещики шотландско-французского происхождения. Жили недалеко от Лысенко - в Николаевке, сейчас Фрунзовка Глобинского района на Полтавщине. В ней молодожены и венчались в июле в 1868 году. "Ольга была… очень хорошенькая, умная, острая и живая чрезвычайно. Приглянулась мне в период моего отъезда за границу в Консерваторию. Тоскуя по родине, я стал писать Ольге. Вот и начало Гименея! Приехав летом на вакации, я, подгоняемый Ольгой (я всегда был несколько конфузлив), объяснился", - вспоминал Лысенко в 1908-м.
Они с Ольгой прожили 12 лет, но не имели детей. Очевидно, поэтому и разошлись. Неофициально, потому что тогда это был сложный процесс, суд требовал бы назвать "виновных". Они оба этого не хотели. Просто прекратили жить вместе и сохранили хорошие отношения. Считают, что романс "Когда расстаются двое" на слова Генриха Гейне Лысенко посвятил именно Ольге О'Коннор.
В общем первой жене посвятил 11 произведений, среди которых обработка украинской народной песни "Ой на гору казак воду носит ..."
Вторая - родила 7 детей
Второй его женой стала снова Ольга - из черниговского рода Липских (1860-1900). Она хотела у него учиться игре на фортепиано - для вступления в консерваторию. Он поселил ученицу в своем доме на Крещатике, 41 - напротив нынешнего ЦУМа. Этот дом не сохранился. В консерваторию она так и не поступила. Родила Лысенко семерых детей. Выжило 5. Померла 1900-го при рождении последнего - Тараса. Лысенко говорил, что парень очень похож на мать, особенно - глазами. Поскольку они жили невенчанные, дети, по тогдашнему обычаю, не могли считаться законными. Но Ольга О'Коннор - венчана жена - предоставила все необходимые свидетельства и документы, чтобы Николай Витальевич мог "усыновить" своих детей.
Второй жене не посвятил ни одного произведения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Удар, как ножом в сердце" - правнука Николая Лысенко выгоняют на улицу
Последняя любовь - младше на 44 года институтка
На склоне лет у него был еще один роман - с младшей на 44 года Инной Андрианопольский. Увидел ее в Институте благородных девиц: Она там училась, а он преподавал музыку. Отношения развивались преимущественно эпистолярно. Переписка сначала шла через классную даму мадам Журавскую. "Я человек немолодой, но не хочу сказать, что стар душой, духом, убеждениями, деятельностью, я не сдаюсь и не сдамся, пока хоть одна капля крови проходит через мое сердце", - писал Лысенко Инне.
Они жили невенчанные.
Хоровым делом занимался всю жизнь
В 1902-м начинается путешествие по Украине хора Лысенко - 36 хористов и двух солистов. В декабре 1903-го торжественное празднование 35-летия творческой деятельности Лысенко в Киеве продолжалось три дня. Затем, при участии композитора, продолжилось во Львове. В следующем году на средства, собранные к его юбилею, Лысенко открыл собственную музыкально-драматическую школу, которая имела программу высшего учебного заведения. Под школу снял особняк профессора Ивана Сикорского, отца авиаконструктора Игоря Сикорского, на ул. Подвальной, 1, современный Ярославов Вал. Дом не сохранился. Школа после смерти Лысенко носила его имя, затем на ее основе созданы Киевскую консерваторию и Киевский театральный институт.
Похоронили на 5 день
Умер Николай Лысенко внезапно. В сентября 1912 года года его приятель, профессор Триштель, предостерегал, что сердце композитора в ненадежном состоянии. А утром 24 октября Николай Витальевич собрался идти в Музыкально-драматическую школу - и тут случился сердечный приступ. Через полчаса маэстро не стало. Елена Пчилка вспоминала, что после смерти на его лице еще некоторое время оставалось живое выражение сожаления и печали. Впоследствии оно сошло и лицо покойника стало строгое. Похоронен на пятый день - ждали, пока съедутся родственники, дети и многочисленные делегации со всей Украины. На Байковом кладбище гроб сопровождали тысячи людей, несколько хоров. Когда процессия шла Васильковской мимо театра Садовского, нынешняя Оперетта, оркестр театра сыграл Траурный марш Лысенко.
Украинский педагог София Русова вспоминала его так:
"Был типичный творец. Он любил музыку, любил Украину. И это последнее чувство побеждало первое. Он поставил себе целью служить украинской музыке, и поэтому писал только на украинском тексты и не соглашался на их перевод на московский язык. Поэтому его оперы не ставились на российской сцене и, не имея необходимой по тем временам российской апробации, лежали в папке композитора до самой его смерти или выставлялись на украинской сцене с далеко неподходящими силами и не знатоками музыки".
Комментарии