пятница, 15 ноября 2013 16:59

"Как было на экране и в жизни" - в Киеве представили агитационные фильмы времен войны
11

Одежда узников концлагерей
Фото: Фото: Ольга Скороход
Нацистские агитационные плакаты
Хроника подготовки Киева к обороне летом 1941 года
Хроника подготовки Киева к обороне летом 1941 года

Вчера, 14 ноября в Музее истории города Киева состоялся Вечер-воспоминание о Второй мировой войне. Организаторы пригласили поговорить о том, какой запомнили войну обычные киевляне и увидели военные хронисты через кинокамеру.

На встрече были продемонстрированы четыре пропагандистских фильма: советский о подготовке Киева к обороне летом 1941 году, нацистский агитационный ролик об Адольфе Гитлере для украинского населения, немецкая пропагандистская лента о "хорошей жизни" украинских остарбайтеров и советские кадры "освобожденного" ​​Киева.

Таким образом, фильмы показывали официальную сторону событий - то, как это должно было быть или то как это подавали, тогда как обсуждение в зале касалось того, как было на самом деле".

По словам историка, автора мультимедийного проекта "Война. Город. Люди" Виталия Нахмановича, смотря на пропагандистские кадры, приближаешься к пониманию того почему киевское населения в 1941 году встречало немцев с цветами, и почему в 1944 году они так же встречали советских воинов.

80-летний Виктор Григорьевич Сосов представил свои рисунки-воспоминания про военное время. Он встретил войну в возрасте 9 лет. Его отца мобилизовали на фронт с первых дней войны, к семье он вернулся лишь в 1947-м. Виктор остался вместе с матерью. Все годы оккупации пережили в Киеве, пока в октябре 1943 года за несколько недель до освобождения города Красной армией попали в облаву и были отправлены на принудительные работы. Сначала работали в Польше (местечко Опатов) в лагере, а далее - у частного бауэра в Каселе, Германия. После возвращения на родину Виктора с матерью ждала нелегкая судьба репатриантов - им было запрещено селиться в Киеве. Через свое прошлое Виктор Григорьевич не смог поступить в политехнический институт, как хотел, а вынужден был учиться в строительном вузе.

Свои рисунки Виктор Сосова начал создавать лишь в 1990- х, когда изменился режим и он мог свободно говорить о своем военном прошлом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Письма немца из оккупированной Украины - их нашел на чердаке его сын

Приводим отрывки из воспоминаний Виктора Григорьевича:

Помню как вели евреев в Бабий Яр. В памяти отложилось как у старой еврейки порвалась сумка с вещами и она не смогла их донести . Я тогда ей помог - нашел кусок фанеры, и она на нем, как на санках, повезла свои вещи. Мы не знали куда вели евреев, но это страшно виглядало. А на следующий день, когда поняли, то вообще ужас напал .

Встал вопрос о пище. Мы узнали, что в школе, рядом с нашим домом, остановились немцы. Они выбрасывали свои объедки. Когда я туда пошел, увидел, что люди в военной советской форме копают яму, видимо военнопленные. Я бежал, а убегая, услышал выстрелы. Немцы за любую вину расстреливали, особенно за нарушение комендантского часа.

Из хороших зданий немцы выселяли людей. Выселили и нас на Лукьяновку. Там мамина знакомая имела домик. Рядом были немецкие казармы с подвалами, куда немцы сбрасывали свои объедки. Мы с мальчишками пытались туда попасть, чтобы там что-то найти. Если был хлеб, то его собирали, высушивали, а затем толкли и уже из него делали блины. Вот так мы выживали при оккупации. Чтобы получить еду, нужно было либо идти по селам менять пищу, либо на работу к немцам. Немцы давали, кажется, 200 г хлеба из проса в день.

Нас с мамой забрали на работу в немецкий лагерь в Польше. Но там было много поляков и других славян, мама с ними общались. Немцы заподозрили ее в связях с партизанами и решили вывезти нас в Германию. Сказали нам: "поедете в концлагерь". Когда вспоминаю как нас везли, сердце ​​кровью обливается до сих пор. Меня бросили в кузов , а маму посадили на крыло машины. Она там еле-еле держалась. Я думал, что она вот-вот упадет. А немцы всю дорогу смеялись с нее. Привезли нас в Касель , оказыается не в концлагерь, а на работу в хозяйство.

Однажды меня немецкие мальчишки-гитлерюгенты загнали в помойную яму и, смеясь, начали обливать мочой, стекавшей в яму. Так продолжалось, пока кто-то из взрослых их не отогнал.

Мне было 12 лет, хотелось же подвижности, где-то побегать. Хотя и времени особо не было - все время уходило на работу. Редко, но свободная минута выпадала. Для этого мама где-то раздобыла булавку. С тех пор мой значок "OST", который носили работники с востока, был не пришит, а приколот. Когда надо, я его прикалывал, а когда надо - снимал, чтобы иметь возможность свободно пройтись по городу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Немцы до сих пор не знают, что живут в бывших казармах для украинцев

На вопрос, имел ли он возможность посетить места, где он был на работах в Германии, Виктор Григорьевич искренне признается, что у него такого желания никогда не было, потому что воспоминания о том времени у него только тяжелые. А самые светлые воспоминания военного периода у него связаны с домом: "Когда мы вернулись из Германии, то жили у бабушки в деревне. И очень радовались, что ее дом уцелел, и нам было где жить".

Сейчас вы читаете новость «"Как было на экране и в жизни" - в Киеве представили агитационные фильмы времен войны». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть