Уже сама его фамилия — Бурлюк — символизировала какую-то мощную, дикую постоянно бурлящую силу, которая стремиться сломать все на своем пути. В кругу друзей-футуристов даже бытовали термины "бурлюкать", "бурлюкание ", "бурлюще".
— Футуристов травили так, как не преследовали никого в царской России, — вспоминал Давид Бурлюк перед Первой мировой войной.
Что не удивительно: в своем манифесте "Пощечина общественному вкусу " молодые радикалы-футуристы угрожали "сбросить классиков с парохода современности".
Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовщина под Лебедином (теперь — Сумская область). Он был старшим ребенком в семье. Отец Давид Федорович по образованию был агрономом. Он продал хутор, и работал управляющим в разных барских имениях. Мать, Людмила Иосифовна, в девичестве Михневич, — дворянского рода, была склонной к искусству. Из-за работы отца семья часто переезжала. Поэтому Давиду пришлось учиться во многих гимназиях — в Сумах, Тамбове, Твери.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первым словом произнесенным Пикассо было "Карандаш!"
В семье было три брата и три сестры. Все они проявляли способности к поэзии, занятию живописью и музыке. Родители нанимали для них частных учителей. Сыновья получили художественное образование, две старших дочери занимались живописью. Давид увлекся занятием живописью лет с десяти. Окончив гимназию, учился в Казанском и Одесском художественных училищах, в Мюнхенской академии искусств.
В то время отца наняли управляющим в имение графа Мордвинова в Таврийской губернии. Бурлюки поселились в его усадьбе в селе Чернянка под Каховкой. Братья его назвали "Старой Гилеей" — то есть "лесной" — древнегреческое название этой местности в скифские времена. Именно там в 1908 году и возникла первая футуристическая группа "Гилея". Постоянного состава у нее не было, однако скелет объединения составляли братья Бурлюки. Через два года они напечатали первую книжку — на обоях. Из-за нехватки средств "гилейцы" издавали свои произведения самостоятельно. Художественное оформление делали Давид и Владимир Бурлюки. Эти, так похожие на древние рукописи, книжки теперь стали раритетами.
"Гилея" просуществовала до 1920 года. Ее первые издания благодаря стараниям Бурлюка появились в Херсоне и Каховке. А уже оттуда попали в Москву. Появление самого Давида в столице заметно оживило художественную тамошнюю жизнь. Опасистый мужчина в сюртуке и рваных штанах. К единственному глазу — второй еще в юности выбил младший брат Николай — он постоянно подносил лорнет. Однако в глубине души вряд ли был настолько уж эпатажен. "По натуре он был непривередлив, очень экономным человеком, — вспоминал художник Лентулов. — Никогда не позволял себе лишнего, экономя средства, которые выдавал отец".
Его картины "Святослав" (1915), "Казак Мамай" (1916), "Запорожцы в походе" (1920-е), да и не только они, имели выразительную украинскую струю. За это левые художники Российской империи, бредившие вселенскими масштабами, критиковали Бурлюка. Мол, "отстает от времени своей древней Малороссией", как отмечал о своем земляке художник Казимир Малевич. Стихотворения Бурлюка тоже страдали неправильными ударениями, рифмами, украинизмом. "Писавший счастье через щ", — скажет впоследствии о нем современный российский поэт Евгений Евтушенко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Михаил Бойчук брал в ученики сельскую молодежь, не "зараженную" академическим образованием
Во время гражданской войны Бурлюк очутился во Владивостоке. В течение 1918–1919 годов выступал с лекциями по городам Сибири и Дальнего Востока. С 1920-го по 1922-й жил в Японии. Там потянулся к возникновению местного футуризма.
Еще во Владивостоке он планировал добраться до Америки через Японию, однако у него не было денег. В конечном итоге все-таки удалось найти мецената. Правда, при условии, что Давид вступит в брак с его дочерью Марусей и заберет ее с собой в США. Девушка не была красавицей, но Бурлюк согласился. Случайный брак оказался продолжительным и крепким. Мария Никифоровна стала не только женой Давида и матерью его детей, но другом и помощницей.
Маяковский и Бурлюк познакомились во время учебы в Московском художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры в 1910–1914 годах.
— Постоянно с любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой настоящий учитель. Бурлюк сделал из меня поэта. Читал мне французов и немцев. Выдавал мне ежедневно по 50 копеек, чтобы я писал, не голодая, — признавался Маяковский, самый молодой в "Гилее".
Будучи в 1925 году в Америке, он посетил семью друга "Додечки" и на память сфотографировался с ним и двумя его сыновьями.
Бурлюк обладал гениальным чувством таланта. Кроме Маяковского, высоко ценил Хлебникова и, зная, что тот не хранит своих рукописей, сам выдавал его произведения.
"Попробуйте день-другий пожить с одним глазом, перевяжите другой, — пишет в воспоминаниях Алексей Крученых. — Половина мира станет для вас теневой. Вам начнет казаться, что там что-то не так. Предметы со стороны пустого глаза покажутся угрожающе беспокойными. Мир окажется сдвинут — настоящая футуркартина". Но на мировосприятие Бурлюка отсутствие одного глаза не влияло.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За гениальность Татьяне Яблонской приходилось платить неустройством в личной жизни
В Америке он все больше рисовал пейзажи. Дальше писал поэзию. Ежегодно организовывал художественные выставки, издавал художественный журнал. А еще находил время для кругосветных путешествий. Бурлюк прожил в эмиграции более чем 45 лет и всегда помнил Родину. Во времена хрущевской оттепели дважды побывал в СССР. В 1962-м 80-летний Бурлюк предложил открыть в Киеве к своему юбилею выставку произведений — собственных и его друзей, американских художников. Как признавался в узком кругу, "назло москалям". Однако дальше Праги она не доехала — советское министерство культуры запретило.
В прошлом году выставка художника прошла в Москве. Основу ее экспозиции привезла из Канады его внучка Мэри Бурлюк-Холт. Кроме произведений, в отдельной витрине выставили его вставной стеклянный глаз, нежно-голубо-карий. Художественное наследие Бурлюка в Америке и России. А написал он почти 30 тыс. картин.
Давид Бурлюк считал себя потомком хана Батыя. Его пращуры якобы жили в поселке Бурлюк (теперь — Каштаны) под Бахчисараем в Крыму и торговали скотом. В настоящее время прежнее название сохранил только местный винзавод. По семейной легенде, один из прапрадедов художника попал в плен к казакам и стал у них писарем. Когда же после уничтожения Сечи осел на Слобожанщине, в селе Рябушки, Бурлюков по-уличному называли Писарями.
Краевед Александр Капитоненко исследовал родословную Бурлюка вплоть до ханов Золотой Орды — Батыя и Менгу-Тимура. Известно, что одного из десяти сыновей последнего назвали Бурлюком.
Писари же в Рябушках на Лебедынщине живут и до сих пор.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Альбрехт Дюрер увековечил скрюченные пальцы брата
1882, 21 июля — Давид Бурлюк родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, возле нынешнего села Рябушки Лебединского р-на на Сумщине
1898–1899 — учится в Казанском и Одесском художественных училищах
1902–1905 — учится в Мюнхенской академии искусств
1910 — учреждает союз поэтов и художников, назвавшихся впоследствии футуристами
1914 — Давида Бурлюка и Владимира Маяковского исключают из Московского художественного училища за участие в публичных диспутах
1919 — вступает в брак с Марией Еленевской
1922 — переезжает в США, через восемь лет получает там гражданство
1967, 15 января — умер в Саутгемптоне (остров Лонг-Айленд возле Нью-Йорка), США
В 2008 году умерла и его жена. По словам внучки, оба завещали развеять свой прах по ветру. После смерти "Колумба футуризма" в его имении открыли мемориальный музей и учредили Фонд Давида Бурлюка
Мотоцикл футуристы ставили выше скульптур Микеланджело
Как направление в искусстве 1910–1920-х годов футуризм происходит от латинского futurum — "будущее". Начал его итальянский поэт Маринетти, опубликовав в 1909-м в газете "Фигаро" статью под названием "Манифест футуризма". В нем отбрасывалось все традиционное, академическое, статическое в искусстве. Вместо этого провозглашались динамика, ритм, технический прогресс. "Самые старые среди нас — тридцатилетние, — писал Маринетти. — За 10 лет мы должны выполнить свое задание, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора". Мотоцикл футуристы объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело.
Комментарии
1