По очень древнему обычаю, гуцулы дважды празднуют Пасху.
Сначала - Воскресение Христово. А через двадцать пять дней после Пасхи - Рахманская Пасха.
В этот день в горах можно услышать музыку колоколов - достаточно выйти на какую-то из вершин и припасть ухом к земле
Оба праздника, объясняет владелец частного этномузея, краевед из поселка Верховина Ивано-Франковской области, Роман Кумлык, тесно связаны между собой.
В день Пасхи, после того, как семья позавтракает освященным, газдыня (хозяйка) берет скорлупу освященных в церкви яиц и писанок и пускает ее на воду - в ручей или в реку. Считается, что за три с половиной недели она доплывет в Страну Рахманов и сообщит им о том, что пришло Воскресения. Тогда рахманы и забьют во все свои рахманские колокола.
"Пока скорлупа плывет по воде, она вновь превращается в яйцо, - добавляет истории шарма известный в крае музыкант. - И этими яйцами рахманы розговляются".
Обычно горцы учитывают Рахманскую Пасху, настающую в четвертую среду после Воскресения. Пытаются в этот день ничего тяжелого не делать, не резать и не шить, не копать землю. Кое-кто идет высоко в горы, чтобы услышать из-под земли звон. Говорят, что слышат его не все. "Для великих грешников земля немой остается", - ставит в своем рассказе точку старый гуцул.
Сегодня, к сожалению, Рахманская Пасха в Карпатах понемногу свое отживает. Гуцулы в этот день действительно воздерживаются от работы, но в основном формально следуя обычаю - мало кто может объяснить, почему так делается.
В Карпатах говорят, что рахманы - это монахи, справедливые руснаки, они такой веры, как и гуцулы. Они живут далеко на востоке в монастыре, где ведут богомольную жизнь.
"Мы обязаны им, ибо они искупают грехи, постятся круглый год, скоромлятся только тем, что на Пасху делят на двенадцать человек одно яйцо, которое приносит вода... Рахманы - это наши кровные (родственники), поэтому старики держат до Рахманский Пасхи строгий пост ", - рассказывает Кумлык.
Гуцулы, честно говоря, не слишком беспокоятся толкованиями своих мифов. Для тех, кто знает, достаточно и того, что Рахманская Пасха с дедов-прадедов отмечается как праздник дальних родственников - людей праведных и богомольных, чьими молитвами и добродетелью веками держатся горы Карпаты. Магия общения с ними заключается в особом расписании писанок - на яичной скорлупе, которую бросают в реки, рисуют знаки бесконечной дороги.
Одна из гуцульских легенд предостерегает, что конец света наступит тогда, когда не будет расписано ни одной писанки, когда скорлупа не поплывет водой, когда рахманы не узнают о празднике и Карпаты не услышат подземных колоколов.
Поэтому горцы ежегодно пишут писанки и празднуют вторую Пасху.
Комментарии
3