- На Пасху даже небо открывается, - утверждает 63-летняя Валентина Вивчаренко из села Галяве Чорнухинского района на Полтавщине. - Солнышко всходит и становится на небе, а потом так играет, скачет - радуется. И все люди радуются, что Бог воскрес из мертвых, и вся природа оживает. А еще старые люди когда-то говорили, что соловей первый раз поет в час ночи на Всенощную. Как только Христа снимут, так он и засвистает.
Пасхальной ночью, когда открываются небеса, на мгновение вода в колодцах превращается в вино.
Дрожжи для паски в Галявом и Чорнухах еще до недавнего времени делали сами из хмеля, который выращивали на огородах. Магазинным не доверяли. Пасок пекли от пяти до десятка, - чтобы хватило в течение праздников всех угостить. Когда хозяйка ставит их в печь, приговаривает:
- Паски в печь, а вы, девушки, не сидите и замуж идите. Паски выпекайтесь, а вы замуж поскорее собирайтесь.
Верят, что можно выгнать из хаты тараканов, сверчков, пауков, если той лопатой, которой паску ставили в печь, стукнуть в каждый угол, приговаривая:
- Буду в печь паски сажать, а вы, тараканы и стоножки, прочь выходите из моей горницы в темницу.
- Несут святить также колбасы, окорок, мясо и сало, масло и творог, еще и тот нож, которым паску будут резать, - добавляет Валентина Вивчаренко. - Крашенок десятка два, а то и больше. Сейчас уже святят и бутылку водки или вина. Большая корзина выйдет. Когда-то святили в корыте, потому что в корзину все не помещалось. Несут все это к церкви и ставят вокруг храма, зажигают свечечку, а батюшка святит и всех поздравляет: "Христос воскрес!"
В пасхальную корзинку кладут также иглу. Якобы если посмотришь сквозь ее ушко на солнце, то вылечишься от "куриной слепоты". Освященная на Пасху соль оберегает от "дурного глаза", а свяченый хрен сажают где-нибудь в углу двора, чтобы не забежала во двор "скаженюка" - больное животное.
- Пасха в хату, а ты, нечистый, из хаты! - с такими словами переступают порог, вернувшись из церкви.
Вся семья собирается за праздничным столом, чтобы на протяжении года все держались вместе, жили в согласии. Разговляются свяченым яйцом, которое хозяин разрезает на столько частей, сколько есть домочадцев. При этом трижды говорит:
- Христос воскрес!
У кого болят зубы, советуют разговляться свяченым хреном. А чтобы иметь румяное лицо, девушкам и женщинам перед тем, как сесть к праздничному столу, следует умыться водой, в которую положили свяченое пасхальное яйцо.
- На стол ставят много всего, чтобы целый год до следующей Пасхи быть богатым, - добавляет Валентина Вивчаренко. - И мяса много, и картошку-жаркое - ну, чтобы был достаток.
На Полтавщине на Пасху подают борщ, сваренный из гуся или курицы, которую начиняют пшеном. Готовят также пироги с мясом, сыром, маком, горохом. В течение всех праздников стол должен быть постоянно накрыт. Кушаний на нем - как можно больше, разнообразных, и все их надо попробовать.
Одну паску украшают рушником, обкладывают пасхальными яйцами и оставляют под иконами в течение всей будущей недели. Потому что пока под иконой стоит свяченая пасха, нечистая сила в жилище не войдет.
Остатки освященной пасхальной еды не выбрасывают, а закапывают на поле, чтобы не было на нем осота и сорняков. Верят, что скорлупа от пасхальных яиц, зарытая во дворе, отводит бурю и град от всего хозяйства. Свяченое закапывают также в риге, - чтобы мыши хлеба не ели.
- Во время экспедиции на Полтавщину в 1993 году старые люди мне рассказывали, как у них в селе Котельва еще "до колхозов" Пасху праздновали, - вспоминает этнограф Алексей Доля, 46 лет. - Деду Александру Лютенко было 90 лет, а Степану Коваленко - 91 год. Вспоминали они, что за неделю-две до Пасхи собирались парубки в церкви и делали "пузыри" - это такие фонари. Каркас из деревянных планок или из ивовых прутиков обклеивали разноцветной бумагой, а внутри ставили свечу. Этими фонарями украшали и церковь, и свою хату. Для храма делали в виде Евангелия, подсвечника, чаши и на Пасху развешивали вокруг церкви, по ограде. В плошку насыпали тырсы, наливали керосин, зажигали, ставили на столбиках ограды. Тот маленький огонь мигал во время всей всенощной. А в каждом дворе тоже зажигали такой "пузырь", или же, как еще говорили, "бочоночек". Его вешали на большое дерево, чаще всего на тополь, или специально ставили высокую, до 5 метров, жердь. И ночью, когда люди шли в церковь, вся Котельва сияла огнями.
Женщины ходили христосоваться к бабке-повитухе
На первый и второй день Пасхальных праздников ходят поздравлять родственников, крестных, соседей и добрых знакомых. Это называется "хрестування" або "волочильне".
- Я еще сам в 10-12 лет ходил "хрестувать" к соседям и по родственникам в своем родном селе Плишивец Гадячского района Полтавщины, - вспоминает этнограф Алексей Доля, 46 лет. - Приходишь и говоришь: "Христос воскрес!", - а тебе отвечают: "Воистину воскрес!" И так трижды. Выносят тебе крашенки, паски, колбасу или еще чего-то. Денег тогда, правда, не давали, только еду. А в соседнем с Котельвой селе Куземине ходила "хрестувать" со звездой целая ватага парубков.
Об обычае читать пасхальные стихи - "орации", которая с казацких времен сохранилась на Харьковщине, рассказывала в 2006-м тогда 94-летняя Христина Караськова из села Гусинка Купянского района:
- На Пасху у нас под окнами стихи читали. Ходили и хлопцы, и девчата, и мужики, и женщины - от двора ко двору. Их за это угощали и давали денег. Придут и говорят:
"Христос воскрес! Христос воскрес!
Рад мир увесь. Не сам он знесь,
А сам з собою, душу з покою..."
Женщины несли бабке-повитухе, которая помогала им при родах, а крестники - крестным родителям "волочильне": завернутые в платок калач, пасхальные яйца, паску. Христосовались, обменивались подарками, угощались свяченым.
- А взрослые шли на кладбище христосоваться с родственниками, несли им крашенки и паску, - продолжает Алексей Доля. - Придут, крест поцелуют, скажут: "Христос воскрес". Все оставляют, что принесли, на могилах.
По народным преданиям с того света на Пасху отпускают души умерших. В течение недели они находятся среди живых.
Фруктовые деревья топором будили ото сна
Обычаи зажигать огни и раскладывать костры около храмов пасхальной ночью связаны с евангельскими притчами об огне, у которого грелись апостолы, ожидая Иисуса Христа. Также происходят из древнейших представлений о том, что раз в году, на Великий день, когда природа возрождается после зимы, надо обновить и старый огонь, разложить новый костер, который согреет землю, пробудит ее ото сна.
Новым должна быть и праздничная пасхальная одежда.
- На Пасху обязательно справь себе обновку, надо во всем новом быть, - советует Валентина Вивчаренко. - В перешитом нельзя. Плохая примета: не будет целый год обновок, ничего нового не будешь покупать.
Пробуждают от зимнего сна фруктовые деревья. В пасхальное воскресенье идут в сад, трясут ветки и приговаривают:
- Просыпайтесь, хватит спать, уже пришла весна!
Деревья, которые давно не плодоносили, пугают:
- Не будешь родить, я тебя срублю! - и замахиваются топором или стучат по стволу палкой.
После этого "напуганное" дерево должно обязательно щедро родить.
Комментарии
9