Представители украинской культурной и научной общественности обратились к властям с призывом вмешаться в ситуацию с мемориальным центром в Бабьем Яру, который создают по инициативе российских олигархов.
Почему общественность в 2016-м поддержала проект мемориального центра, а затем его начали осуждать, и как можно решить конфликт, рассказал Gazeta.ua историк Ярослав Грицак.
"Против мемориального центра начали выступать украинские ученые, культурные деятели и значительная часть еврейской интеллигенции, которая считает себя украинцами. Последние, собственно, больше всего протестуют против этого проекта. В значительной степени конфликт вокруг Бабьего Яра - не конфликт украинского общества против русского. Это раскол в современном еврействе. Между называемыми "Путин-юден" - евреи Путина, и теми кого в шутку или полушутя называют "жидобандеровцами", - говорит он. - И это очень важно понимать. Вторая часть никогда не воспримет этого проекта. Она выступала против него с самого начала и имела свой альтернативный. Считала тот замысел вмешательством российских евреев в украинские дела, причем вмешательством агрессивным и политическим".
Историк отмечает, что среди украинской интеллигенции были разные позиции. Институт истории подготовил свой проект и приложил много усилий, чтобы он был принят государством и поддержан властью. Но этого не произошло по неизвестным причинам. Значительная часть деятелей не вмешивалась, так как считали это неэтичным и делом исключительно евреев.
"Для меня лично сигнал поступил тогда, когда от этого проекта отошел Карл Беркгоф, историк, которого я хорошо знаю, уважаю и в честности которого не сомневаюсь, - продолжает Грицак. - Это показало, что ситуация серьезная и нужно вмешиваться. Поэтому я и стал одним из инициаторов письма за вмешательство государства и киевской городской власти.
Ведь весь этот проект попахивает "диснеелизацией" - созданием некоего "Диснея", парка на костях, превращением в явление массовой поп-культуры. Но если бы это было главным. Для меня другой прецедент - речь идет о грубом нарушении суверенитета государства. Я понимаю, что любой имеет право быть жертвователем и это должно делать честь этим людям, которые готовы дать деньги на строительство мемориала Бабьего Яра. Но, правда, есть одно доброе правило меценацтства, которого придерживаются на Западе - ты можешь дать деньги, но не имеешь права односторонне определять и вмешиваться в то, каким будет конечный проект.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мемориалом в Бабьем Яру Путин хочет показать, что украинцы – антисемиты и нацисты
В данном случае спонсоры сами сформировали наблюдательный совет и таким образом могли провести свое решение. Меня удивляет, что это делается очень советским способом - мы пришли, мы дали деньги и будем диктовать вам свои условия".
По мнению ученого, идеальной развязкой конфликта было бы, когда обе стороны смогли сформировать новый совет, где были бы пропорционально представлены их голоса, и привлечь третью сторону - государство. Но конфликт зашел уже слишком далеко. Сейчас речь не идет о компромиссе. Чтобы его решить, вероятно, придется начинать сначала. Это дело государственной важности, в конфликте проявляется кризис украинской политической системы.
"В самом конфликте я бы винил наше государство и городские власти, так как они заняли пассивную позицию, а там, где есть вакуум политической власти, обязательно кто-то будет диктовать свои права. Надо закладывать новые условия игры - принимать другой проект. Это было бы хорошо, но пока маловероятно. Потому что государство не хочет брать на себя ответственность за Бабий Яр. Мы должны его заставить. Или с помощью давления общественности создать новую независимую комиссию и пробовать принять новый проект или объявить конкурс. Это было бы идеально, но пока невозможно", - говорит историк.
Стоит не забывать, насколько важное место занимает Бабий Яр в исторической памяти Украины и всей Европы.
"Это символ одного из крупнейших уничтожений евреев во время Холокоста. По своей силе и мощи он равняется Освенциму. А Западная Европа много знает об Освенциме, но почти ничего о Бабьем Яре, о важности которого начали узнавать лишь недавно. Для меня это вопрос не только Украины, но и Украины в мире - это тот один из немногих символов, который крепко объединяет Украину с Европой и миром. И как мы, украинцы, поведем в себя случае с Бабьим Яром, неизбежно будет иметь резонанс в мире", - считает Ярослав Грицак.
Украинцы должны показать, что самостоятельно способны решить вопрос с Бабьим Яром, решить вместе и цивилизованно. Должны быть привлечены государство, власть, гражданское общество и религиозные институты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На расстрел в Бабий Яр свозили со всего города и окрестностей - историк
"Я надеюсь, что нам это удастся. Я был свидетелем нескольких подобных конфликтов,"кладбищенских", как их называют. Был свидетелем конфликта Польского военного мемориала, или "Мемориала львовских орлят". Это те польские молодые солдаты, которые будто бы "защищали" Львов от украинцев, а для украинцев это символ поражения и унижения. И это был конфликт, который разгорелся с чрезвычайно большой силой в начале 2000-х, но его удалось решить, а почему? Потому что была синергия - не только государство решало, но и была очень сильная позиция общественности и церкви. Такие вещи имеют и мощные религиозные мотивы. Все же это массовые жертвы.
Было бы идеально, если бы к этому конфликту приложились и религиозные еврейские структуры, и наша православная церковь, католическая и греко-католическая церкви - стали примирителями. Беда в том, что делами занимаются люди светские, как со стороны украинцев, так и евреев, у них нет цельного измерения трагедии. Формулы все же есть, я надеюсь что оно придет когда-то к решению. Я думаю, что это решение не будет легким, скорее всего это будет очень тяжелый компромисс, или даже чье-то решение, но мы должны с этим справиться", - добавил ученый.
Ярослав Грицак убежден, что все памятники Бабьего Яра можно объединить в концепцию.
"Я был председателем комиссии по установлению памятника расстрелянным профессорам во Львове. Тогда образовалась общая польско-украинская комиссия из ученых и общественных деятелей Львова и Вроцлава и эта комиссия выработала критерии. Памятник должен был иметь религиозный смысл и характер сочетания. То есть мы ставили условия заранее. Если происходит так, тогда можно требовать и выбирать проект в зависимости от того, насколько они выполняются. Мы имели около нескольких десятков проектов, в конце выбрали те, которые считали, наиболее соответствуют нашим условиям. Но эти условия и формируются в ходе нормальной публичной дискуссии с участием экспертов. Это все можно сделать, если подходить к этому вопросу системно, а не так, что кто-то пришел, дал деньги и сказал "я вам сделаю красиво".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российские деньги и неонацисты - что не так с мемориалом в Бабьем Яру
Один из лучших музеев сейчас в Европе - это музей польских евреев в Варшаве. Каждый украинец должен его посмотреть, чтобы знать, каким должен выглядеть будущий музей в Украине. Это почти чудо. Чтобы вы понимали, дети приходят туда сами, увлекая родителей, потому что там детям есть что делать. Но важно, что этот проект появился благодаря большим расходам и пожертвованиям евреев со всего мира, а также при участии государства и городских властей Варшавы. Это был треугольник, без которого ничего существовать не может, и очень важно, что он привел к созданию комиссии экспертной, которая объявила конкурс и запустила системный процесс. Установила, чего не хватает", - пояснил Ярослав Грицак.
13 мая 2020 года представители украинской культурной и научной общественности обратились к президенту Владимиру Зеленскому, премьер-министру Денису Шмыгалю и мэру Киева Виталию Кличко с требованием взять полную государственную ответственность за создание Национального мемориального комплекса в Бабьем Яру. По состоянию на вечер обращение подписали более 470 человек.
Комментарии