Бертольт Брехт — худой, остроносый, тонкогубый, с маленькими глазами — имел фантастический успех у женщин. Когда он умер, в его кабинете, кроме овдовевшей Елены Вайгель, сошлись еще четыре "вдовы".
В любви он был неугомонным. Случалось, жил под одной крышей с тремя женщинами, включая законную жену. При этом имел не самое крепкое сердце, из-за чего его даже в армию не взяли. Друзья считали, что и умер Брехт относительно рано, надорвав сердце в любви.
В ней он был настоящим поэтом: сколько бы не было романов, умел не повторяться. Поэт и любовник проснулись в нем одновременно. И все его художественные и любовные победы связаны между собой. Любил нежно и честно — никому не обещал, что на него можно положиться навеки. Как раз это выдавало в нем надежного мужчину. "За одну сильную мысль я готов пожертвовать любой женщиной. Почти любой, — говорил Брехт. — Но мыслей, к сожалению, намного меньше, чем женщин!". Думать и любить — два наибольших наслаждения в его жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Даже став миллионером, Луи де Фюнес торговался на базарах
Ему всегда нравились девушки -разбойницы с мальчишескими манерами. В юности, в Аугсбурге, такой была Паула Банхольцер. Ей посвящена пьеса "Барабаны ночью", которая прославила Брехта. Но написал он ее, когда уже жил с другой — на пять лет старше него оперной певицей Марианной Цофф. В ноябре 1923 года они поженились, через четыре месяца родилась дочка. Впоследствии она станет известной актрисой и будет играть в пьесах отца.
С младшей на два года берлинской актрисой Еленой Вайгель он познакомился в том же 1923-м. Оно не отличалась красотой, но была умной, талантливой, элегантной. И — не единственной. Потому что еще в 1922 году Бертольт Брехт встретил актрису Каролину Неер. Он ее звал Женщина-Персик. Эта была неприступной — держалась на расстоянии несколько лет. А может, он не имел времени — на его горизонте тогда появились еще Элизабет Гауптман и Марилуиза Фляйсер.
10 апреля 1929 года Брехт подписал брачный контракт с Еленой Вайгель и сразу побежал на работу, потому что для него это была формальность. Но не для других: Элизабет Гауптман попробовала совершить самоубийство. Каролина Неер вспылила. Впрочем, обе впоследствии вернулись к нему. Лишь Марилуиза Фляйсер не захотела больше его видеть.
Почти всех, кого Бертольт Брехт когда-либо любил, он любил и дальше. И почти все они любили его. Между тем появлялись и другие: Рут Берлау, финская писательница Вуолийоки Грета Штеффин. Вместе с ней написана "Жизнь Галилея". Когда в 1941 году она умерла от туберкулеза, для Брехта это была большая потеря.
В любви для него существовали не друг после друга, а друг с другом. Так же — рядом и в то же время — жили в нем разные таланты. Имея зажиточного отца, он жил за свой счет, зарабатывал как драматург, поэт, журналист и даже рекламист. С 1925-го ездил на рекламном авто фирмы "Штейр". А когда его разбил, сделал на этом рекламу "автомобиля, самого безопасного для жизни". И фирма выдала ему новую машину.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Константин Станиславский убегал от жены и детей в театр
В Германии жил тогда еще один человек, который считал себя талантом-универсалом, — Адольф Гитлер. Оба начинали с нуля. Когда Гитлер затеял в Мюнхене путч осенью в 1923 году, Брехт как раз что-то репетировал. Но скоро драматург обогнал Гитлера. Уже в 1929 году он написал "Трехгрошовую оперу" и получил европейскую славу.
Брехт наконец разбогател и купил дом над озером. Прожил там семь недель, потому что в 1933 году Гитлер получил власть и Бертольд покинул Германию. Брехт был антифашистом, сочувствовал левым. А те ему не доверяли, и всю жизнь у него на хвосте висели и гестапо, и чекисты. А Каролина Неер — Женщина-Персик — погибла в ГУЛАГе как агент Брехта.
После краха нацизма Бертольт Брехт создал театр "Берлинер ансамбль", где за семь лет воплотил все свои замыслы. Не доверяя власти Немецкой Демократической Республики, Брехт сумел получить двойное гражданство, а права на свои пьесы продал в Западную Германию.
У него было трое детец. Кроме дочки Хане еще двое сыновей: в 1924-м родился Стефан, а от Паулы — в 1919-м Франк. Он жил некоторое время в семье Брехта, а 1943-го погиб на Восточном фронте.
С годами Бертольт Брехт не стал более рассудительным. В последние годы жизни у него были две Кете: ассистентка "Берлинер ансамбля" Кете-Рюлике Вайлер и актриса Кете Райхель. Она влюбилась в Брехта, хоть годилась ему в дочки. При этом его не покинули те, кто любил раньше.
После двух Кете последней любовью Брехта была Изот Килиан, его молодая помощница в "Берлинер ансамбле". В начале 1954 года Он встретился с ее мужем-философом и сказал: "Расстаньтесь с ней, а затем заберете назад — приблизительно через два года!". Тот согласился. Брехт после этого действительно прожил лишь два года. Правда, роман пошел криво: у Изот был еще и молодой любовник. Брехт стерпел. И именно ей продиктовал свое завещание. В нем упомянуто не только Елену Вайгель, а еще четырех: Элизабет Гауптман, Рут Берлау, Кете Райхель, Изот Килиан.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Власти столкнула лбами Гната Юру и Леся Курбаса
Брехт "очудил" театр
На мировую драматургию 20 ст. больше всего повлияли россиянин Антон Чехов и немец Бертольт Брехт. Еще в конце 1920-х Брехт разработал теорию Эпического театра. "Зритель не должен оставлять свою голову в театральном гардеробе вместе со шляпой!" — говорил он. Его театр вынуждает не только переживать, но и думать.
Самый загадочный срок Эпического театра Брехта — "отчудение" Verfremdung. В украинскую терминологию слово пришло из русского, где звучит как "отчуждение". Хотя суть его точнее передается как "очуднение". Простой пример: когда сказочник говорит "И я там был, мед-пиво пил", он будто выходит из сказки — и в то же время приближает нас к ней, как действительно к чуду. Так и в театре: "учуднение" — не отчуждение актера от роли, а будто ее подчеркивание и уточнение. Это делается не только словом, а жестом, взглядом, тоном, паузой — тысячей способов. Зачем это Брехту? Дело в том, что актеры нового времени хорошо научились играть (имитировать) что угодно, но театр перестал быть чудом, и его нужно было "очуднить" заново.
Коммунисты защищали Гитлера
В конце 1960-х во Львове Сергей Данченко брался ставить "Жизнь Галилея" Брехта. Перевел ее Василий Стус. Но его посадили, и эта идея погибла. Галилея вскоре отлично сыграл в Москве на Таганке Владимир Высоцкий.
В первый раз у нас Брехта поставили в 1971 году — "Матушку Кураж" в Киевском театральном институте на актерском курсе Верхацкого, ученика Леся Курбаса. Представление запретили. В 1982 году в театре имени Франка убрали даже антигитлеровский памфлет "Карьера Артуро Уи". Уи-Гитлера играл Богдан Ступка. Позже в столичной Российской драме шла "Матушка Кураж" с Адой Роговцевой в главной роли. "Трехгрошовая опера" шла во Львове, Киеве. У франковцев сейчас можно увидеть "Кавказский меловой круг". Эта пьеса написана в 1945 году, после военной катастрофы Германии. Этим и популярная в любом обществе, которое переживает социальные катаклизмы.
1898, 10 февраля — Бертольт Брехт родился в Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики
1918 — студент-медик, санитар военного госпиталя
1922 — после пьесы "Барабаны ночью" Брехт становится знаменитым
1924 — переезжает в Берлин
1928 — создает "Трехгрошовую оперу" и теорию Эпического театра
1933 — мигрирует из Германии (Дания, Швеция, Финляндия, СССР, США). В изгнании написал "Доброго человека из Сичуаны", "Матушку Кураж", "Жизнь Галилея", "Карьеру Артуро Уи", "Кавказский меловой круг"
1948 — возвращается на родину, создает театр "Берлинер ансамбль"
1956, 14 августа — умер от инфаркта, похоронен в Берлине, возле могилы Гегеля.
Комментарии
3